Гистограмма.

Думаю, не будет преувеличением сказать, что самым главным преимуществом цифрового процесса перед плёночным является возможность просмотра результата непосредственно после съёмки, и, как следствие, допустимость внесения необходимых корректив и пересъёмки сцены. Практически нулевая стоимость цифрового кадра позволяет проделать данную манипуляцию сколько угодно раз, ограничением станет только быстротечность сцены.

Кроме непосредственной визуальной оценки изображения важнейшим инструментом анализа полученного кадра является гистограмма.

Из общения с начинающими, да даже и не очень, фотографами я сделал для себя удивительный вывод — многие из них не очень-то представляют себе, что такое гистограмма, для чего она нужна, как ею пользоваться, и зачастую полностью отключают её в настройках как назойливое неудобство. В то же время это мощное средство цифровой фотографии может очень помочь в выборе верной экспозиции кадра.

гистограммаНа самом деле гистограмму довольно легко читать, как только Вы узнаете, что высота линий гистограммы показывает количество пикселей сцены от тёмного к светлому. Это распределение картины по яркостям. Так, если гистограмма представляет собой куполообразное распределение с минимумами в самых тёмных и самых светлых участках, это означает, что света и тени равномерно распределены по снимку. Если же гистограмма смещена в какую-то сторону, это, скорее всего, говорит об ошибках в экспозиции.

  • Совет. Чтобы быстро вспомнить, какой край гистограммы тёмный, а какой светлый — просто вспомните слово «чёрно-белый«. Сначала чёрный, слева, а потом — белый, справа.

гистограммаГистограмма — это просто график, показывающий уровни яркости в изображении. В левой части представлены тёмные участки, а в правой — светлые точки. Пиксели, представляющие средние тона, находятся в середине. Высота гистограммы показывает, сколько пикселей записываются на данном уровне яркости.

Поскольку гистограмма это просто представление тонального диапазона данного изображения, не существует правильной или неправильной гистограммы.

гистограмма +в фотографии

Пример снимка с далеко неидеальной гистограммой

Гистограмма будет меняться в зависимости от наличия или преобладания тонов в изображении. Например, для портрета в «высоком ключе» пиксели главным образом соберутся в правой (светлой) части гистограммы. Для тёмного пейзажа, наоборот, пиксели в основном окажутся в правой части гистограммы.

В то же время, если Вы не имеете целью создание таких специфических картин, то сдвиг гистограммы в левую или правую сторону почти наверняка говорит об ошибке в экспозиции, что, в свою очередь, указывает на неполное использование динамического диапазона матрицы. гистограмма фотоСдвиг влево (в темную область) сообщает нам о недодержке, о потере деталей в тенях, следовательно, для следующего кадра необходимо либо увеличить выдержку, либо открыть диафрагму (если мы снимаем в приоритетных, либо в ручном режимах), либо ввести положительную экспокоррекцию (если снимаем в автоматическом режиме).

гистограмма +в фотографииЕсли же гистограмма смещена вправо, это говорит о передержке, и потере деталей в светАх (чаще Вы встретите термин «отсечение светОв»). Нам необходимо поскорее уменьшить выдержку, либо прикрыть диафрагму, либо ввести отрицательную экспокоррекцию.

Чтобы как можно полнее использовать динамический диапазон матрицы, и не мучиться при обработке фотографии в редакторе, необходимо возможно точнее определять верную экспозицию. Для этого у фотографа имеется куча инструментов, начиная от собственного опыта, и заканчивая опытом миллионов фотографов и инженеров, сведённых в работу автоматики экспозамера. Тем не менее, зачастую встречаются такие ситуации, когда автоматика и опыт бессильны. В таких случаях всегда помните, что недодержка в десять ступеней лучше передержки на одну ступень. Всегда легче при постобработке вытянуть детали из теней, да и для визуального восприятия эти потери человеческий глаз простит быстрее, чем «выбитые» светА. Передержанный снимок практически всегда — брак. Даже при съёмке в RAW, даже при почти фантастических возможностях пятого Лайтрума производить экспокоррекцию в плюс-минус пять ступеней. Брак.

Гистограмма присутствует не только в фотоаппарате, но и в любом редакторе изображений, и даже в некоторых уважающих себя просмотрщиках изображений. Зачастую гистограмма может показывать не только суммарную кривую, а ещё и распределение по основным цветам. Если в фотоаппарате гистограмма служит больше для наглядности, выполняет качественную функцию, то в редакторе она превращается в почти обязательный атрибут.

гистограмма фотоВот пример небольшой коррекции снимка, основанный только на расширении динамического диапазона. В качестве инструмента применим коррекцию уровней, а для наглядности используем данные гистограммы. Исходный снимок малоконтрастный, в нём нет ни ярких светОв, ни глубоких теней. На гистограмме хорошо видно отсутствие пикселей в этих участках. Мы искусственно подтянем самые тёмные места нашего снимка к самым тёмным местам гистограммы, а недостающие светА — к границам света гистограммы. Таким образом, мы как-бы растягиваем реальную гистограмму снимка до «идеальной» гистограммы. Понятно, что образовавшиеся пустоты должны быть чем-то заполнены — об этом позаботится математический аппарат редактора — он интерполирует эти пустоты и заполнит их данными из соседних участков гистограммы. К слову, такие пустоты образуются только при использовании восьмибитных форматов, например, jpeg. Подобных недостатков  обработки можно избежать, если использовать 16-тибитные форматы (psd, tif, RAW).

гистограмма +в фотографииВ качестве примера отсечения светОв приведу такой снимок. По гистограмме видно, что на снимке существенный дефицит информации о тёмных участках, а в светАх (окно-то ладно, а вот платье…) совершенно отсутствуют детали. Попробуем спасти снимок в редакторе, сдвинув точку белого вправо. Некоторое улучшение налицо, однако дальнейшее смещение точки белого приведёт к искажению передачи тонов лиц, а в на платье и на стене детали так и не появились. Понятно, что будущее этого снимка пройдёт в корзине.

Ещё раз повторюсь, что отсечение теней проходит гораздо менее болезненно. И лучше пусть в тенях будет одна чернота, с ней легче бороться, но только бы в светАх не было отсечения.

Удачных снимков!