Продвинутые приёмы съёмки. Длинная выдержка.

Возможно, Вы встречали фотографии воды, на которых она как будто застыла, словно она густая, как молоко, или кисель. Особенно завораживают снимки озер в горах на фоне заката или рассвета, снятые подобным способом. Поверхность воды никогда не бывает полностью спокойной – всегда присутствует небольшое волнение. А что если увеличить выдержку так, чтобы это волнение слилось в одно сглаженное изображение?

Для получения значимого эффекта выдержка должна достигать нескольких секунд для более-менее спокойной воды, типа озера, или тихой реки, и составлять 0.5-1 секунду для быстротекущей воды – типа водопадов и водопадиков, или бурных порогов. В особо запущенных экстремальных случаях стоит попробовать увеличить её до нескольких десятков секунд.

Кроме съёмки текущей воды этот приём можно применять и в других случаях — о них я расскажу в конце статьи.
При обычных съёмочных условиях выдержка составляет величину порядка сотых или тысячных долей секунды. Очевидный способ удлинения выдержки при неизменной экспозиции — прикрыть диафрагму (подробно о треугольнике чувствительность — выдержка — диафрагма и о влиянии каждого параметра на конечное изображение мы с Вами говорили в статье Экспозиция). А дальше? После исчерпания потенциала диафрагмы? Вот несколько рекомендаций:

  • Прямой солнечный свет является скорее помехой, чем помощником. Если есть возможность, выберите для съёмки время суток с естественным приглушённым освещением – сразупослерассветные или предзакатные часы. Помимо увеличения времени экспозиции они добавят особое очарование снимку за счет изменения цветовой температуры света — обычно в красноватую, даже пурпурную, или желтоватую сторону;
  • используйте самое низкое значение чувствительности (ISO). При этом могут возникнуть сложности при определении верной экспозиции, особенно в том случае, когда выдержка окажется длиннее 30 секунд, которые умеет отображать камера. Давно прошли те времена, когда надо было на коленке писать каракули на обратной стороне коробки от плёнки. Сегодня 90% работы за нас делает аппарат. Сделайте вот что: намного увеличьте чувствительность, например, до ISO1600, замерьте экспозицию, а затем просто вычислите нужную выдержку. Например, при значении ISO1600 выдержка получилась 4с. Вычисляем: 4с при ISO1600 = 8c при ISO800 = 15c при ISO400 = 30c при ISO200 = 60c при ISO100.
  • для полного контроля за параметрами настройки фотоаппарата, на мой взгляд, удобнее перейти в ручной режим работы;
  • закройте диафрагму до такой степени, чтобы она только не помешала творческому замыслу в связи с увеличением глубины резкости (пейзажу это обычно не мешает);
  • Фильтр. В условиях яркого освещения можно увеличить время экспозиции с помощью фильтров. Поляризационный фильтр, например, приведет к увеличению выдержки на два стопа — например, от ¼ сек до 1 сек. Специальный нейтрально-серый фильтр позволяет увеличить выдержку от одного до десяти стопов. В продаже есть такие фильтры как с постоянной величиной затемнения, позволяющие увеличить выдержку, например, в 2, 4, 8 раз, так и с плавно регулируемой величиной. Есть модели классом повыше (читай подороже), и есть классом пониже. Но те, что по три попроще, могут грешить неравномерностью тона (по большому счету не так страшно), внесением дополнительной окраски (можно убрать потом, при постобработке), неравномерностью окрашивания, некачественным стеклом и другими нехорошестями. То есть для съёмки на продажу, видимо, придётся раскошелиться на хорошее стекло.

long-exposure

  • Не забудьте закрыть крышечкой окошко видоискателя при съёмке с длинной выдержкой для исключения утечки лишнего света через него. Этот свет мало того, что приведёт к изменению экспозиции, так ещё и добавит много лишнего шума.
  • Вы удивитесь, насколько темнее станет изображение в видоискателе после применения фильтра. До появления возможности прямого визирования по экрану камеры — режима LiveView — для любого изменения композиции приходилось снимать фильтр, вносить коррективы, наводить резкость, снова надевать фильтр, изо всех сил стараясь не качнуть камеру.  Если же положение камеры всё же изменилось, приходилось всё начинать сначала. Теперь же на мониторчике мы видим яркое изображение — причём таким, каким его видит фотоаппарат. Одна беда — постоянно включенный экран просто пьёт электричество, поэтому запаситесь лишним заряженным аккумулятором.
  • Очевидно, что просто необходимо использование штатива. Причем в случае длинных выдержек к штативу предъявляются особые требования в плане устойчивости. При установке штатива на песок, проследите, чтобы ножки были углублены до упора. Добавьте ему веса — подвесьте фотосумку, пакет с камнями и т.п. В ветреную погоду установите штатив возможно ниже.
  • Штатив — это, конечно, замечательно и правильно, но вот нету его с собой — не пропускать же интересный сюжет! В любом случае Вам придётся принять специальные меры для закрепления аппарата. Если возможно использование нижней точки съёмки — попробуйте просто поставить аппарат на неподвижную поверхность — камень, бревно, капот, фотосумка, ведро и прочее. Можно подвесить камеру за ремень на гвоздь, ветку.
  • для минимизации сотрясений камеры установите режим задержки спуска. Нередко можно встретить совет даже поднять зеркало перед спуском затвора (есть такой специальный пункт меню). Довольно удобно также использование пульта дистанционного управления. Кроме фирменного — как правило довольно дорогого — любому вполне по силам самостоятельное изготовление пульта из подручных средств. Устройство его совершенно простое — просто кнопка на замыкание с проводом, рекомендаций на тематических форумах — вагон, кто во что горазд. Я, например, сваял себе пульт из обычной мышки, немного перепаяв проводки. Правая кнопка отвечает за фокусировку, левая — за спуск затвора.
  • После съёмок на море не забудьте сразу хорошенько продуть и протереть аппарат от солёных брызг и песчаной пыли.

long-exposure
Получается, что всё-таки основной совет — это применение специальных фильтров. А если их с собой не оказалось? («Да что за фотограф» — спросит внимательный читатель. — «Пошёл снимать длинную выдержку, и не взял ни штатива, ни фильтров…»). Есть ещё один интересный метод для создания эффекта длинной выдержки при ярком дневном свете — мультиэкспозиция. К сожалению, не у всех фотоаппаратов есть такая встроенная функция, а если и есть, то длина серии может Вас не устроить. Так, например, Pentax K-5 и Canon 70d могут автоматически объединить от двух до девяти кадров, а Pentax K-3 — до 1999 кадров. Принцип, думаю, понятен: самая низкая чувствительность, закрытая диафрагма, и вперёд — с десяток кадров в режиме мультиэкспозиции. Почитайте в инструкции к своей камере об особенностях такого режима.

Объединение полученной серии кадров, снятых с выдержкой порядка 1/20 — 1/60с, создает на итоговой фотографии очень похожий эффект размытия. При правильных настройках Вы получите вполне интересный результат. Конечно, он отличается, однако, во-первых, «что-то» всё же лучше, чем «ничего», во-вторых, Вы получаете новый интересный способ съёмки движущихся объектов. Причем — Вам не нужно никакого дополнительного оборудования, кроме штатива. Думаю, надо обязательно попробовать. Хотя бы для того, чтобы в следующий раз сказать себе: «Да чтобы я! Да ещё раз!»
long-exposure

Съёмка с очень длинной выдержкой пригодится не только для водных экспериментов, но и при ветреной погоде. Например, никак не удается резко снять склоняемый ветром цветочек. Вот, может попробовать наоборот удлинить выдержку? Попробуйте, в худшем случае будете знать — нравится Вам или нет. А как счёт колышащегося во все стороны летнего степного разнотравья?
Очень интересный результат получается при съёмке с длинной выдержкой облаков. Правда, облака должны двигаться довольно быстро, их должно быть довольно много, а необходимая выдержка — довольно длинная — от десятков секунд до пары минут.

Ещё одно применение методики. Съёмка в таком месте, где никуда не денешься от скопления людей, например, в исторических центрах, туристически активных местах. Длинная выдержка «размывает» быстродвижущиеся фигуры, оставляя чётким сам объект. Понятно, что методика применима при не слишком большом скоплении людей.

Очень жду в комментариях Ваши примеры применения длинной выдержки.

Хорошего света и удачных снимков!