Основы редактирования пейзажей: чёрно-белое редактирование

Все мы знаем об удивительном очаровании чёрно-белых снимков, которыми человечество восхищается в течение уже почти двух сотен лет. БОльшую часть этого срока фотография вообще была чёрно-белой, цвет в неё пришёл лишь относительно недавно.
Цифровая фотография открыла новые горизонты для фотографов любой квалификации и уровня опыта. Прикол Один из парадоксов состоит в том, что вообще-то матрица сама по себе не различает цвета, то есть она по определению чёрно-белая. Цвет создаётся за счёт цветных фильтров, размещаемых перед фотодиодами матрицы. Поэтому, преобразовывая цифровой снимок в чёрно-белое изображение, мы совершаем двойной подлог: сначала изначально чёрно-белое изображение искусственно, с искажениями и допущениями, фотоаппарат превращает в цветное, а затем, уже мы сами, с помощью специальных программ, снова делаем его чёрно-белым.
Вопреки тому, что утверждают некоторые интернет-гуру фотографии, чёрно-белая съемка не так проста, как кажется. Это не только переключение камеры в ручной режим, и применение несколько фильтров и эффектов в Photoshop.
уроки обработки
Когда дело доходит до черно-белых изображений, очень важно научиться «видеть», как будет выглядеть Ваше конечное изображение. Сделайте это своим ключевым навыком. Важно научиться понимать, как цветное изображение, которое Вы видите через видоискатель фотокамеры, будет выглядеть в монохромном виде. Чтобы получить лучшие результаты, Вы должны следить за цветом, и пытаться представить себе, как будут сохранены формы, оттенки и текстуры.
Старайтесь представить сцену в оттенках серого, обращая внимание на участки, которые следовало бы выделить особо: облака и небо вообще, деревья, камни и так далее. Попрактикуйтесь на своих предыдущих снимках, лишая их цвета разными способами.

Настройки камеры

уроки обработки
Для начала — в продолжение мысли о навыке «вИдения» сцены в монохромном виде — настройте отображение предварительного просмотра на экране Вашей камеры в чёрно-белом виде. Единственное «но» — снимать придётся в формате RAW, чтобы сохранить всю информацию о цвете в файле. Если же Вы установите формат сохранения файлов в JPEG и выбираете чёрно-белый режим отображения, то сохранённый снимок сохранится именно чёрно-белым. К слову, не раз и не два видел на фотокамере у профессиональных фотографов именно такую установку — чтобы не отвлекаться на информацию о цвете.
Далее. Если Вы уверены, что Ваш будущий шедевр будет именно чёрно-белым, то для снимка не важен баланс белого, поэтому можете оставить его в автоматическом режиме (если Вы постоянно снимаете в формате RAW, Вы вообще можете о нём не беспокоиться). И наоборот, если Вы снимаете в формате JPEG, то о балансе белого следует позаботится как следует. Дело в том, что при различных цветовых температурах оттенки, например, неба будут отображены совсем по-разному. Не зря во времена чёрно-белых плёнок для съёмки неба применялись оранжевые или даже красные фильтры.
Возможно, стоит вспомнить о брекетинге экспозиции. Приёмы расширения динамического диапазона, которые мы с Вами уже рассматривали (Основы редактирования пейзажей: усиление деталей с помощью маски слоя, а также Основы редактирования пейзажей: HDR), как раз и используют несколько кадров с вилкой экспозиций одной сцены.
Для лучшей проработки неба попробуйте немного уменьшить экспозицию, не забывая бросать взгляд на гистограмму. Помните о том, что потеря деталей в светАх — непростительна, и лучше недодержать кадр на десять ступеней, чем передержать на одну.
Ну и, конечно, то, что Вы встретите буквально у каждого советчика — закрытая диафрагма для большой глубины резкости, низкая чувствительность, чтобы не было шума, штатив (и — в противовес — вспомните недавнюю статью Как сделать HDR фотографии без штатива), чтобы не было смаза, RAW, чтобы вытащить всю информацию.
уроки обработки
Очень часто встречаются советы об использовании фильтров: поляризационного — для устранения бликов и повышения насыщенности цвета неба, градиентного — для снижения контраста между ярким небом и тёмной землёй, и нейтральных фильтров для уменьшения освещённости сцены. Если будете ими пользоваться — придётся приобретать относительно дорогие модели. У «доступных», noname моделей, к сожалению, довольно значительный разброс в качестве. Лично я для себя решил использовать только поляризационные фильтры — остальные эффекты гораздо легче воспроизвести в Photoshop. Ну ещё иногда ND.

Отдельного разговора заслуживает обработка полученных заготовок. Мы с Вами уже рассматривали несколько способов такой обработки в статьях:

7+ способов преобразования изображения в чёрно-белое
Четырехкрасочное чёрно-белое преобразование.

Удачных Вам снимков и хорошего света!