Выбор фотоаппарата. Форм-фактор

Прям даже растерялся, как начать этот раздел. Всего несколько лет назад всё было понятно — цифровые фотоаппараты делятся на два главных класса: зеркальные аппараты и компакты (цифромыльницы). Но в 2008 году к ним добавился новый конкурент — беззеркальные камеры, объединяющий в себе компактность компактов и возможность смены объектива, на протяжении многих лет являющуюся неотъемлемым правом именно зеркальных камер. Так что, видимо, пора уже говорить о третьем классе — о беззеркальных камерах. И вот как выбрать фотоаппарат в таких условиях?

Ну теперь более подробно.

Зеркальные камеры

+как лучше выбрать фотоаппарат

получили своё название за наличие специального зеркала, в зависимости от режима работы перенаправляющего световой поток на видоискатель, либо на светоприёмник (плёнка или матрица). Позволяет наглядно видеть в видоискателе непосредственно то, что попадёт на светоприёмник, если нажать кнопку спуска затвора — резкость, размытость, действие светофильтра, насадок.
Возможность смены объектива — портретные, широкоугольные, теле-, софт-, фикс-, макро-объективы (подробнее о фокусном расстоянии) и другие — раскрывает широчайшие творческие возможности. Большая матрица позволяет получить безупречные снимки. Обилие ручных регулировок позволяет полностью контролировать процесс съёмки.
Зеркальные камеры весьма условно делятся на профессиональные, любительские, и не очень понятный тип — полупрофессиональные (иногда можно услышать термин «просьюмерская» камера — от английского producer+consumer, что можно интерпретировать как «производитель для себя», а можно как «профессиональный потребитель»). Отличия касаются как железной части — размер матрицы, материал корпуса, процессор(ы), так и функциональной — интерфейс, наличие и удобство реализации определённых функций. Всё это естественным образом сказывается на цене.

Псевдозеркальные (беззеркальные)

+как лучше выбрать фотоаппарат
аппараты занимают промежуточное положение между зеркальными камерами и компактами. Такой аппарат не имеет зеркала и пентапризмы, что очень даже влияет на массогабаритные характеристики, зато получил возможность смены объектива и большую матрицу, а также широкий набор возможностей типа съёмки в RAW и обилия ручных режимов. Ещё 5 лет назад никто не поверил бы в коммерческий успех подобного гибрида, а сегодня уже все крупные игроки рынка фототехники представили свои линейки, а прайс-листы магазинов едва умещаются на нескольких листах. Справедливости ради отметим, что прорыв этот скорее маркетинговый, чем технологический, так так ничего принципиально нового при создании нового класса сказано не было, произошло лишь соединение довольно известных элементов в новый пазл — как оказалось, очень удачный в плане завоевания рынка.
Класс беззеркальных камер пока находится в стадии становления, поиска форм и путей развития, поэтому о внутренней классификации говорить ещё рано.

Компактные камеры

исторически поделены на довольно условные группы: мегазумы, универсальные камеры, камеры начального уровня, стильные аппараты, камеры для экстремалов. Границы групп довольно условны и размыты, однако всё же помогут нам разобраться с существующим разнообразием моделей на рынке.

+как лучше выбрать фотоаппаратМегазум. Главная особенность — наличие мощного объектива с большим диапазоном зуммирования, а, следовательно, и большими размерами и весом самого аппарата. Помимо качественной оптики такие аппараты оснащаются и относительно большой матрицей. Многие из них поддерживают съёмку в RAW, имеют горячий башмак, ручные параметры съёмки и прочие атрибуты зеркальных камер. Одно время наиболее колоритных представителей этого класса типа Sony Cyber-shot DSC-R1 называли даже «убийцами зеркалок». На сегодняшний день класс потихоньку вымирает, поскольку за сравнимые деньги можно купить зеркалку со всеми вытекающими. Даже не так — уж больно многого ему не хватает при таких-то габаритах, массе и цене.

+как лучше выбрать фотоаппаратУниверсальные. Самый многочисленный и массовый класс, возможно из-за легкости попадания в него. Сочетание таких качеств, как небольшие габариты и вес, и богатых функциональных возможностей. Широкие возможности для съёмки, для последующей обработки снимков прямо в аппарате, для просмотра отснятого материала. Наряду с этим существует и возможность ручных установок многих параметров. Подавляющее большинство моделей оснащены оптическими стабилизаторами.

+как лучше выбрать фотоаппаратКамеры начального уровня. Главное отличие аппаратов данного класса — упрощенное управление, отсутствие возможности детальной настройки параметров съёмки, объектив с нерекордными показателями, упрощенная навигация.
Обратной стороной медали является как раз простота обращения — увидел, навёл, произвёл зуммирование, нажал на кнопку. Такая простота не обязательно оплачивается качеством, как может показаться с первого взгляда, а является следствием мощи программного обеспечения аппарата, который и будет думать за пользователя. Массовое дешёвое производство позволяет создавать камеры, на «ура» справляющиеся с большинством повседневных задач. Причём программа обучена не столько определять экспозицию — это элементарно, и даже не оговаривается отдельно, — но определить, какой перед ней сюжет, и очень постараться снять его по самой крайней мере — прилично.
Огромный размер матрицы (не физический, разумеется) позволяет создать изображение размером до 14-16 мегапикселей, и распечатать с него постер размером А3, а то и А2.

+как лучше выбрать фотоаппаратСтильная камера — отдельная группа камер с элегантным дизайном. Причём зачастую это именно тот случай, когда нам (покупателям) придётся расплатиться качеством за небольшой вес, изящество и имидж, а также заплатить известному дизайнеру. (Например, дизайн подзабытой серии «мю» для Olimpus разрабатывали дизайнеры Ferrari, а для концерна Nikon славно потрудился автодизайнер Джорджетто Джуджаро).
Часто стильные камеры выпускаются в различных цветовых вариантах, что позволяет подобрать девайс под цвет сумочки или помады.

+как лучше выбрать фотоаппаратОбычно такой класс не выделяется в отдельную позицию, однако я считаю его вполне отдельным — это пылевлагозащищенные камеры для экстремалов. И, хотя большинство из них не являются по-настоящему экстремальными, они обладают повышенными защитными характеристиками. Например, ударопрочность при падении с высоты 1-1,5-2 метра, влагозащита пр погружении на глубину до 3-6-10 метров, морозостойкость аж до -10°С, устойчивость к нагрузкам до 100 кг. Хорошие примеры — Casio EX-G1, Canon D10, Fuji XP10, Pentax W90 (кстати, Pentax выпустила и первую в мире плёночную фотокамеру-амфибию — 90WR, так что фирма может гордиться своими традициями).

Не могу обойти вниманием и отдельные экземпляры с индивидуальными приколами особенностями.

+как лучше выбрать фотоаппаратСтереоаппарат Fuji FinePix Real 3dW3 — камера для создания трёхмерных изображений. Позволяет просматривать готовые изображения на собственном экране, на специальной фирменной 3D-фоторамке, на 3D-телевизоре. Может использоваться и как два аппарата с разными настройками каждого.

Pentax Optio W90. Цифровой микроскоп. Громко сказано, конечно. На самом деле это режим  съёмки с близкого расстояния и псевдокольцевая вспышка, состоящая из пяти светодиодов, расположенных вокруг объектива.

+как лучше выбрать фотоаппаратSamsung DV300F — фотоаппарат с двумя мониторами, предназначенный для удобства съёмки самого себя. Производитель считает функцию настолько удобной, что выпущено даже две модели этой серии.

Разумеется, в одной небольшой обзорной статье невозможно даже пунктиром пройтись по огромному разнообразию инженерной, конструкторской и дизайнерской мысли. Так, даже не обозначенными остались профессиональные аппараты, камеры, установленные в телефонах и планшетниках. Я уже не говорю о плёночных камерах!

В следующих статьях мы попытаемся расширить своё представление о разнообразии функционального оснащения современных аппаратов. А пока —

Удачных Вам снимков!