Термин «виньетирование» обычно применяется в двух значениях. С одной стороны это дефект съёмки и оборудования, а с другой — художественный приём. И, хотя на изображении они выглядят одинаково, с первым борются, а ко второму специально стремятся. Проявляется эффект в виде затемнения по углам и краям изображения.
При съёмке виньетирование возникает обычно при применении широкоугольных или телеобъективов, особенно при использовании бленды или светофильтров с широким кольцом. При диафрагмировании объектива дефект, как правило, пропадает.
Для сверхширокоугольных объективов производители иногда применяют даже встроенную несъёмную бленду, которая отчасти выполняет также роль защиты очень выпуклой передней линзы. Кстати, в таких объективах затруднено использование светофильтров, поэтому иногда можно встретить конструктивную хитрость — светофильтр крепится сзади объектива, а не спереди, что, конечно, несколько снижает эффективность применения светофильтра.
На мой взгляд, виньетирование значительно чаще применяется как художественный приём. Думаю даже, что мало найдётся фотографов, которые не экспериментировали с этим эффектом.
В программе Photoshop есть специальное средство для борьбы с различными дефектами, вносимыми объективом — «Коррекция дисторсии…», расположенное в меню «Фильтр». Судя по названию, фильтр борется только с дисторсией (геометрические искажения: подушко- и бочкообразные), но на самом деле это гораздо более универсальный инструмент. На закладке «Автоматическая коррекция» можно попробовать выбрать объектив, которым был произведён снимок, и тогда умная программа все искажения исправит сама. Но повезёт, скорее всего, только приверженцам фирмы Canon, ну может быть ещё Nikon. Для Pentax, например, выбор объективов ограничен в основном дорогими моделями. Кстати, присутствуют также модели сторонних производителей — Sigma и Tamron. Так что волей-неволей придётся разбираться, на что способна закладка «Заказная». А способна она на исправление геометрических, перспективных и хроматических искажений, а также виньетирования. Но, инструмент, предназначенный для борьбы, можно применить и в обратную сторону — для созидания. Причем, что немаловажно, мы получаем возможность двигать ползунок как сторону затемнения краёв изображения, так и в сторону осветления.
Однако, если бы кто-то спросил моё мнение на этот счёт, я бы ответил, что по мне данный способ — грубоват. Большую гибкость и аккуратность предоставляет специальный инструмент в плагине Camera RAW. Причем, если инструмент «Коррекция дисторсии…» мы используем не по назначению, а просто догадавшись, что его побочные эффекты можно применить в своих целях, то инструмент из плагина специально создан для реализации творческих замыслов.
Начнём с того, что помимо средней точки, доступны регулировки ещё и степени округлости, размытия краёв и светлых тонов (на деле — контраста). Доступными эти регулировки становятся после сдвига ползунка «Эффект» в любую сторону. На рисунках ниже видно, как выглядит изображение до и после применения эффекта. Добавлю ещё, что в Camera RAW эффект называется «Виньетирование после кадрирования», то есть применяется он к обрезанному изображению.
Немного не к месту, но хочу добавить, что в своей практике я чаще всего использую для виньетирования вычитанный в американском журнале способ, пересказанный мною в статье «Виньетка от Дэйва Кросса».