3 способа гарантии правильной экспозиции

Экспонометр Вашей камеры поможет Вам выбрать необходимое сочетание выдержки, диафрагмы и чувствительности для получения правильной экспозиции, или даже установит их сам, если Вы используете автоматические или полуавтоматические режимы, но… увы, даже самая лучшая и обученная автоматика может ошибаться в необычных или сложных условиях освещения, и уж конечно, она не обучена чтению мыслей, и не может знать, какие творческие замыслы посетили Вас именно сегодня.
Сегодня мы с Вами рассмотрим несколько методов, которые можно использовать для дополнительного контроля экспозиции. Выберите самый интересный для себя, или загните три пальчика, чтобы в нужный момент вспомнить обо всех трёх.

1. Автоматический брекетинг (AEB)


С брекетингом мы с вами знакомы уже довольно давно («Брекетинг» и «Фотоаппарат. Настройка меню«), и умеем применять его в различных ситуациях: для создания HDR-изображений, для объединения фотографий и ряда других. Поэтому сегодня мы лишь коротенько вспомним основные моменты.


Один из способов получения хотя бы одного снимка с правильной экспозицией — съёмка ряда кадров с разной экспозицией: верной, завышенной и заниженной. Это может показаться немного хлопотным и затратным, однако большинство камер сегодня умеет проделывать такой трюк в автоматическом режиме, а объёмы современных карт памяти позволяют не особо горевать о свободном месте.
Брекетинг можно установить для изменения диафрагмы, выдержки, чувствительности. Он будет работать и в приоритетных режимах, а на некоторых камерах — и в ручном. Помните, что при «замораживании» диафрагмы Вы сможете контролировать глубину резкости. Если же для Вашего сюжета более важным является остановка движения, или наоборот, его размытие — фиксируйте выдержку (в режиме «Приоритет выдержки»), и пусть камера самостоятельно регулирует диафрагму.
брекетинг экспозиции
брекетинг экспозиции
Использование брекетинга является наилучшим способом, когда у Вас нет времени контролировать каждый кадр визуально. Случаются ситуации, когда Вы, увлекшись просмотром на экране камеры последних шедевров, можете пропустить единственный кадр, из-за которого всё, собственно, и затевалось.

2. Компенсация экспозиции

На самом деле визуальный контроль отснятого материала вовсе не плохая привычка, и, если позволяет съёмочная ситуация, является хорошей практикой для проверки и корректировки фокусировки, экспозиции и композиции.
Компенсация экспозиции — это поправка на разницу между освещением реального объекта и тем, как бы был освещён средне-серый объект. Мы с вами уже не раз убеждались, что, как бы ни был обучен фотоаппарат, он всё равно является железкой, которая уверена, что перед ней — средне-серый объект. Поэтому, если Вы снимаете сюжет, отличающийся от представлений камеры: невеста на снегу, закат на озере, чёрный котёнок на земле — камера неизменно ошибётся, и её необходимо немного поправить. Одним из способов как раз и является компенсация экспозиции.
Проще всего научиться оценивать необходимость компенсации, используя гистограмму изображения. Именно — не просто изображение, а его гистограмму. Дело в том, что ЖК-дисплей лишь приблизительно передаёт информацию о реальном изображении на матрице, особенно если Вы снимает в RAW. В этом случае на экран выводится лишь сжатая аппаратом версия изображения, а совсем не точное представление о файле. Поэтому бывает очень трудно оценить передачу деталей в светАх и тенях, ориентируясь только на маленькое изображение. На гистограмме же ясно видно, в какую сторону необходимо сместить экспозицию.


Пользоваться гистограммой мы с Вами уже учились: смотрите, например, статьи «Скажи «НЕТ» плохим фотографиям«, «Использование данных EXIF«, «Режим LiveView в цифровой зеркалке«.


компенсация экспозиции
компенсация экспозиции
компенсация экспозиции
Если есть пик на левом краю, это означает, что часть вашего изображения полностью черная. Вы можете использовать плюсовую компенсацию экспозиции для её увеличения, чтобы сделать изображение ярче. Разумеется, что совсем не обязательно любой ценой добиваться правильной гистограммы, ведь вполне оправданы сюжеты, где Вы как раз хотите показать всю черноту чёрного.
Если есть пик на правом краю, это означает, что у части изображения полностью потеряны детали в светАх. Никогда не позволяйте даже части вашего сюжета стать полностью белой. Потому что она не содержит никаких данных вообще, и всегда будет оставаться белым пятном независимо от того, что вы пытаетесь исправить этот дефект пост-обработкой. Помните, что передержка на одну ступень хуже недодержки в десять.
После того, как вы оценили своё изображение с помощью гистограммы, вы можете ввести компенсацию экспозиции, чтобы сделать изображение темнее или светлее, не беспокоясь об изменении диафрагмы, выдержки, или ISO. Если вы хотите сделать изображение немного темнее, включите небольшую отрицательную экспозицию. Или прибавьте её немного, если ваше изображение слишком темное. После снимка проверьте, улучшилось ли изображение.
Постепенно Вы научитесь видеть необходимость эскпокоррекции ещё до съёмки, и сможете быстро вводить её, просто ориентируясь на щелчки колёсика.
компенсация экспозиции
компенсация экспозиции
В то время как брекетинг экспозиции обеспечит Вам только один кадр с правильной экспозицией из нескольких, метод компенсации является более точным, правильным и профессиональным.

3. Блокировка экспозиции.

Представьте, например, такой сюжет: силуэт на фоне закатного неба. Фотоаппарат не сомневается, что Вы, как обычно, снимаете серую карту, и результатом съёмки будет серое небо и силуэт, лишенный деталей. Можно сделать вот что: направить объектив в небо, зафиксировать экспозицию в режиме точечного замера (с режимами экспозамера мы разбирались в статье «Фотоаппарат. Настройка меню.») «как для неба» с помощью кнопки блокировки экспозиции, затем изменить композицию и сделать снимок. При этом выбранная экспозиция уже не изменится. Либо, если по замыслу более важны детали в тенях, то, опять же в режиме точечного замера зафиксируйте экспозицию тёмного объекта.
блокировка экспозиции
На самом деле всё происходит даже проще, чем написано. Особенно после небольшой практики. Важно только не запутаться в кнопках.
блокировка экспозицииБлокировка экспозиция, включенная с помощью нажатия кнопки, действует либо до следующего нажатия на неё, либо просто некоторое время, иногда регулируемое через меню (более точно прочитайте в инструкции к своему аппарату). Если же вы хотите сделать только один кадр, то вспомните о том, что, по умолчанию, кнопка спуска затвора при полунажатии фиксирует не только фокус, но и экспозицию. Наведите объектив на объект (небо), полунажмите на кнопку спуска, затем, не отпуская кнопку, измените композицию, и произведите спуск затвора. Отличие от блокировки экспозиции состоит в том. что если вы специально не разнесли фиксацию экспозиции и фокуса при полунажатии на кнопку спуска, то этим самым полунажатием вы зафиксируете и то и другое, что не всегда необходимо.

В зависимости от типа объекта, который вы фотографируете, от скорости перемещения объектов в вашей сцене, один из перечисленных методов наверняка поможет вам получить верную экспозицию.
Хорошего света и удачных снимков!