«Просто Лена» или 3 урока обработки для начинающих.

В журнале «Домашний компьютер» №11 за 2002 год я прочёл статью, которая так меня тогда заинтересовала, что сегодня я вспомнил о ней и решил использовать в качестве эпиграфа к своему уроку (точнее, миниатюрной серии уроков).

Так вот, — к истории. Шёл 1972 год, когда вся компьютерная жизнь ещё только зарождалась. Для исследования алгоритмов сжатия изображений, одному молодому учёному из Университета Южной Калифорнии с типично американским именем Александр Савчук, понадобилось изображение с высоким разрешением. В лаборатории случайно нашёлся свежий номер научного журнала «Playboy», страница из которого и попала в сканер. Так фотография Лены Сджооблом (Седерберг), мисс ноябрь 1972, на долгие годы стала стандартным тестовым изображением, широко использующимся в научных работах для проверки и иллюстрации алгоритмов обработки изображений (сжатия, шумоподавления и т. д.). «Лена» стала таким же инструментом, как скальпель хирурга, или молоток геолога. «Отдельные личности утверждали даже, что знают «Лену» так хорошо, что могут предсказать поведение любого алгоритма — от размытия по Гауссу до перевода в полярные координаты — и заменить её практически нечем».

Заинтересовавшихся отсылаю к полному тексту, а сам перехожу к сегодняшнему мини-сериалу.

В качестве исходного изображения для своих заметок я тоже хочу использовать одно и то же фото, чтобы можно было сравнивать эффекты, получаемые в результате применения предлагаемых уроков обработки.

уроки обработки фото

1. Быстрый «мягкий фокус».

После открытия нашего исходного изображения копируем слой, нажав Ctrl+J, или перетащив иконку слоя на значок папочки в панели слоёв.

Применяем к слою фильтр «Цветовой контраст» (Фильтр — Другое — Цветовой контраст…) с параметром 10 пикселей.

мягкий фокус

мягкий фокус

Теперь инвертируем слой (Ctrl+I):

мягкий фокус

Меняем режим наложения слоя на «Мягкий свет»

мягкий фокус

Можно на этом и закончить, а можно, добавив слой-маску, немного затемнить мягкой кистью чёрного цвета сюжетно-важные места — глаза, крылья носа, губы.

мягкий фокус

2. Матовая граница.

Открываем то же изображение, создаем новый пустой слой — Ctrl+Shift+N:

создание виньеток

Выбираем белый цвет фона (X), и, используя инструмент заливка (G), заливаем наш новый слой белым.

создание виньеток

Уменьшаем непрозрачность слоя до 30-60%:

создание виньеток

Выбираем инструмент «Прямоугольная область» (M), ну, или если хотите, «Овальная область»:

создание виньеток

Выделяем область на небольшом расстоянии от внешней границы, по желанию, немного растушевываем границу выделения (немного — это по вкусу. Может 20, а может, 50, или 100, а можно и 250 — попробуйте):

создание виньеток

создание виньеток

И — удаляем внутреннюю часть выделения нажатием на кнопочку DeleteCtrl+D — снимаем выделение.

Итоговое изображение:

создание виньеток

3. Быстрая виньетка

Первые три шага повторяем их предыдущего урока: открываем изображение, добавляем новый пустой слой, нажав одновременно Ctrl+Shift+N, и заливаем его на этот раз чёрным цветом — либо используя инструмент «Заливка» (G), либо через меню: Редактирование — Выполнить заливку — Использовать — Чёрный.

Меняем режим наложения на «Мягкий свет«:

создание виньеток

Теперь выбираем инструмент «Ластик» (E), устанавливаем большой размер кисти (по-настоящему большой, чтобы охватить процентов 30 ширины изображения), и убираем жёсткость кисти до нуля. Непрозрачность кисти устанавливаем процентов 20-25, чтобы ещё более смягчить воздействие инструмента на изображение.

создание виньеток

создание виньеток

создание виньеток

Теперь потихоньку пройдёмся по центральной части изображения. Понятно, что чем чаще мы нажимаем на кнопку мыши, тем светлее становится наше изображение. Поэтому стараемся края оставить нетронутыми.

Вот что приблизительно должно получиться:

создание виньеток

А это — итоговое изображение.

создание виньеток

Удачных Вам снимков!