Ускорение работы в Photoshop’е — 2.

Доброго дня и хорошего настроения!

Честно говоря, не люблю сиквелы, и смотрю их очень придирчиво, но, согласитесь, и среди них иногда встречаются шедевры. Такое вот скромное вступление. Во второй серии хочу представить на Ваш суд ещё несколько способов ускорения работы в Photoshop’е. Точнее говоря это один большой принцип работы, относящийся ко многим этапам.

Используйте обратимое редактирование.

К приёмам обратимого редактирования относятся:

  • корректирующие слои;
  • смарт-объекты и смарт-фильтры;
  • ретуширование в отдельном слое.

Теперь немного подробнее обо всём этом.

Корректирующие слои.

корректирующие слоиКорректирующий слой применяет цветовые и тональные поправки к изображению, не меняя значений его пикселов. Например, вместо регулировки значений параметров «Уровни» или «Кривые» непосредственно на изображении можно создать корректирующий указанные значения слой. Все регулировки слоя хранятся в самом слое и применяются к нижележащим слоям. Произведённые изменения могут быть отменены в любое время.

Представьте себе, что на Ваше изображение Вы накладываете лист (слой) прозрачного пластика, и изменения в картинку вносите именно на нём (это и будет корректирующий слой), а не на самом изображении. Теперь Вы всегда сможете просто вытянуть ненужный слой из стопки, если он Вас чем-то не устраивает, а изображение при этом останется нетронутым, и готовым к новым экспериментам. При этом маска слоя — это ещё один слой, так сказать слой в слое. Его задача — замаскировать ненужные участки корректирующего слоя.

Маску слоя можно также копировать между слоями (перетаскивая с зажатой клавишей Alt). Классический пример применения такого копирования слоя — снижение контраста изображения. В портрете (как на иллюстрации) или пейзаже из двух половинок — неба и земли. Необходимо немного притемнить одни участки изображения (небо), а другие — наоборот, осветлить (земля, или волосы, как на иллюстрации). Создаём корректирующий слой «Уровни» или «Кривые» — как Вам удобнее. Осветляем его до тех пор, пока нам не понравятся осветлённые тёмные участки, а затем с помощью маски закрашиваем лишнее. Добавляем второй слой и затемняем его до такой степени, чтобы нам понравились затемнённые светлые участки. Теперь просто копируем маску с нижнего слоя и инвертируем. Помню, когда я впервые узнал о такой возможности, прям восхищён был, какие всё же программисты в Adobe умницы! Хотя, по большому счёту, это только самые цветочки, если не бутончики.

Операции по изменению слоёв соответствуют командам в меню «Изображение» — «Коррекция». При выборе корректирующего слоя в палитре «Слои» происходит открытие тех же диалоговых окон, что и при вызове соответствующих команд меню.

корректирующие слои

Использование корректирующих слоёв даёт следующие преимущества:

    • обратимое редактирование. После применения различных настроек их можно сбросить и начать редактирование заново;
    • можно снизить степень влияния корректировок путём снижения прозрачности слоя;
    • выборочное редактирование. Если необходимо выполнить коррекцию части изображения, следует воспользоваться маской слоя. Изменение настроек корректировки производится путём нанесения на маску различных оттенков серого;
    • режимы смешивания. Допустим, Вы хотите изменить яркость изображения, но Вы не хотите менять тоновую картину. Просто измените режим наложения корректирующего слоя на Яркость.
    • возможность применения корректировок к нескольким слоям;
    • встроенные наборы установок, которые можно найти и применить прямо в панели настроек корректирующего слоя. Также Вы можете сохранить понравившийся Вам набор для будущего применения (в качестве иллюстрации приведу сохранённую установку из урока «Ретро-эффект«, помните?);

корректирующие слои

  • ну и самое главное, ради чего, собственно, всё и затевалось — вся наша стопочка слоёв — живая, доступная для изменения. Даже после закрытия файла (при условии сохранения его в формате *.psd) — все они доступны нам для редактирования. Достаточно двойного щелчка по иконке слоя — и Вы можете изменить что угодно в любое время. Никаких кнопок ОК и Применить.

За все эти прелести, конечно же, приходится платить — увеличением объема файла. Хотя, при необходимости, можно уменьшить его путём слияния слоёв. Да и при нынешних объёмах дисков не такая уж это и проблема.

Смарт-объекты.

Не хочется перегружать обзорную статейку подробностями, однако штука настолько интересная, что постараюсь дать хоть какое-то представление о том, что это такое.

Смарт-слой превращает обычный слой в «умный» (с англ. smart — «умный, сообразительный»). При этом он сохраняет первоначальное содержание изображения со всеми исходными характеристиками, позволяя производить обратимое редактирование слоя.

С помощью смарт-слоя можно производить, например, обратимые трансформации. Масштабировать, поворачивать, деформировать слой без потери исходных данных изображения, т.к. преобразования не затрагивают исходное изображение.

Применённые к смарт-слою фильтры становятся смарт-фильтрами, дающими возможность изменения параметров фильтров.

Становится возможным регулируемое и обратимое применение таких эффектов, как «Тени/Света» и «Варианты».


Для лучшего понимания принципа действия «Смарт-…» попробую привести пример.
Пусть нам необходимо размыть задний фон изображения. Попробуем такой путь: копируем слой (Ctrl+J), применяем к нему фильтр «Размытие по Гауссу», создаём маску слоя (при необходимости). Силу воздействия эффекта мы можем изменить только с помощью уменьшения(!) Прозрачности слоя. Минусы такого решения очевидны: регулировка эффекта с помощью прозрачности слоя даёт не совсем то, что нам надо — мы регулируем не степень размытия, а лишь изменяем его прозрачность. И на итоговом изображении разница видна любому.

корректирующие слои

Теперь посмотрим, на что способен умный слой.
Превращаем слой в смарт-объект и применяем к нему фильтр «Размытие по Гауссу». К слою сразу применяется маска, на которую мы можем нанести оттенки серого для коррекции части изображения.
Щелчком по строке «Размытие по Гауссу» мы вновь вызываем окно настройки фильтра «Размытие..», где можем снова и снова менять (в том числе и увеличивать!) величину размытия по своему усмотрению.


Создать смарт-слой можно несколькими способами:

  • Меню «Файл» — «Открыть как смарт-объект»;
  • «Файл» — «Поместить» — для размещения смарт-слоя на уже открытом файле;
  • Чтобы преобразовать выделенный слой (кроме фонового) в смарт-слой, выберите «Слой» — «Смарт-объекты» — «Преобразовать в смарт-объект»;
  • Кликнуть правой кнопкой по значку слоя в палитре слоёв, и выбрать «Преобразовать в смарт-объект»;
  • Можно открывать файлы Camera Raw в Photoshop’е как смарт-объекты (с возможностью повторной корректировки в Camera Raw).

Последним способом можно воспользоваться, к примеру, для создания псевдо-HDR изображения. Для этого необходимо трижды открыть одно и то же изображение в Camera Raw как смарт-объекты. Первый экземпляр с обычной экспозицией, второй — с экспозицией -1.5-2 ступени, и третий — +1,5-2 ступени. Следует помнить, что для применения этого способа лучше походит изображение в формате RAW. И даже при этом далеко не из любого изображения получится что-то дельное. Дело в том, что для HDR наиболее важными являются детали в светАх, а в нашем случае о деталях говорить не приходится.

Ещё один интересный пример использования смарт-слоя. Щелкните правой кнопкой на нём и выберите «Заменить содержимое». На этом этапе вы можете выбрать другую фотографию, которая заменит текущее изображение, но при этом сохранятся все эффекты и маски, применённые к прежнему изображению. Способ работают лучше, когда они имеют одинаковый размер и форму.

Ретуширование в отдельном слое.

корректирующие слоиНу это понятно — применяем разрушающие инструменты («Штамп», «Восстанавливающая кисть» и т.п.) на отдельном слое, с целью возможности удаления неудачного слоя. Со слоем мы можем производить и такие действия, как режимы наложения и прозрачность. Хотя, справедливости ради следует заметить, что в прямом смысле применение отдельного слоя — не столько ускорение работы, сколько значительное повышение её качества. Ускорение работы в данном случае заключается в получении возможности переделать, при необходимости, только один слой, вместо отката многих операций. В уроках из сети очень часто встречаются рекомендации производить даже небольшие необратимые изменения в отдельных слоях.

Как всегда — добро пожаловать в комментарии.

Удачных Вам снимков!