Большинство камер способны создать «приемлемо хороший» баланс белого на Ваших фотографиях. Даже если это не совсем так, Вы довольно легко сможете при последующей обработке изменить баланс белого в специальных программах. Но что, если Вы хотите заранее быть уверенным, что всякий раз получите идеальный баланс белого? Специалисты используют так называемую «серую карту» (в англоязычных текстах Вы можете встретить как термин «gray card», так и «grey card», в зависимости от того, где в мире автор учился писать по-английски). Название говорит само за себя: это серый кусок картона или пластика, которые можно использовать, чтобы сбалансировать белый цвет своих фотографий. Такую карту просто вводят в кадр, предварительно сделав кадр с картой в сюжетно-важном участке, либо попросив модель подержать её возле лица. Если помещение довольно большое, особенно со сложным смешанным светом, желательно такие кадры сделать в нескольких местах.
Найдите серую карту на снимке
В качестве отправной точки для выравнивания баланса белого Вы можете использовать практически всё, что окрашено нейтрально, или, лучше сказать, не имеет цвета. Конечно, без предварительно калиброванного оборудования трудно найти на самом деле совершенно нейтральный объект. Для наших целей, однако, Вам надо просто найти на снимке предмет заведомо серого цвета (бесцветный).

металлическая отделка Macbook’а является относительно нейтральной и может быть использована в качестве серой карты.
Вы можете использовать любой серый объект, но лучше использовать светло-серые предметы — просто это значительно облегчает пост-обработку в графических редакторах. Асфальт, батарея, металлическая кружка, лист бумаги, выключатель на стене (хотя любая пластмасса может иметь лёгкий оттенок, тем не менее, такая проба даст Вам хорошую отправную точку), крышка ноутбука.
Печать серой карты
Если Вы знаете, какой принтер собираетесь использовать для печати изображения, Вы можете создать свою собственную серую карту следующим образом:
- Откройте фотографию, сделанную с помощью своей камеры в Photoshop. Это гарантирует, что в файле изображения сохранятся правильные цветовые профили.
- Удалите изображение, и заполните кадр 18% -ным серым цветом.
Чтобы получить 18% серого, откройте диалог выбора цвета в Photoshop, и выберите насыщенность 0% в сочетании с яркостью 82% (либо, если Вам более привычно представление RGB, установите значения по 209). Это и есть тот самый правильный серый цвет!
- Отправьте файл на принтер, и возьмите отпечаток с собой на съёмку.
Даже при съёмке на смартфон Вы можете разместить в кадре самодельную серую карту для последующей корректировки баланса белого. При использовании серой карты можно гарантировать, что цвет на снимке окажется хорошо сбалансированным.
Главное здесь в том, что Ваша «серая карта» может не быть совершенно нейтрально серой, но принтер-то думает, что серый цвет является нейтральным — так что если Вы используете серую карту, распечатанную на Вашем принтере для коррекции снимков, которые Вы планируете печатать именно на Вашем же принтере, то цветовой баланс Ваших фотографий будет верным. Встречаются некоторые отличия от принтера к принтеру (некоторые принтеры могут печатать изображения чуть теплее или холоднее), и поэтому серые карты, напечатанные на одном принтере не стОит передавать другому фотографу.
Можно, конечно, посоветовать купить набор серых карт, которые, безусловно, прекрасно сбалансированы, но наличие самодельной карты гораздо лучше, чем съемка без ничего, так что это отличный вариант для старта.
Как пользоваться серой картой?
Что бы Вы ни решили использовать в качестве серой карты, пользоваться ею довольно просто:
- Настройте освещение (чтобы не вышло, как однажды у меня в ЗАГСе. После всех предварительных настроек мы с видеографом заняли места
друг перед другомдля съёмки, выдохнули, зазвучал «Марш Мендельсона», открылись двери и тут работница ЗАГСа вдруг включает верхний свет — люминисцентные лампы с разной цветовой температурой); - Поместите «серую карту» в кадре;
- Расфокусируйте немного камеру и сделайте снимок. Это гарантирует, что Вы захватите цвет, а не текстуру серой карты;
- Прячьте серую карту и фотографируйте как обычно. Каждый раз, когда изменяется освещение, доставайте карту снова и помещайте её в кадр.
- Когда Вы импортируете свои фотографии в своём любимом пакете программного обеспечения, использовать серую карту как образец, чтобы установить баланс белого.
- Скопируйте баланс белого по всем другим фотографиям в наборе — или до того кадра, когда Вы повторно фотографировали серую карту.
Теперь Вы можете быть уверены, что все Ваши фотографии имеют верный баланс белого.
P.S. Настоящая фирменная калиброванная серая карта стОит довольно дорого. Поэтому фотографы частенько используют подручные средства, более-менее подходящие в качестве отправной точки. Сюда можно отнести фотозонт, внутренние перегородки фотосумки, складные отражатели, крышки объективов, корпус вспышки и тому подобное. Только предварительно убедитесь, что Ваши аксессуары действительно нейтрально серые.
P.P.S. Более подробно Вы можете ознакомиться с данным материалом в статье Haje Jan Kamps DIY: MAKING YOUR OWN GRAY CARDS.