Фокусное расстояние.

Понимание термина «фокусное расстояние» жизненно необходимо для правильного мечтания о покупке следующего объектива, ну и, конечно, для последующего применения покупки по прямому назначению в соответствии с выбором. В этой статье мы лишний раз расставим точки над «ё» в этом вопросе, попробуем изложить строгие технические определения понятным для творческого человека языком. «Поверим алгеброй гармонию»(С).

Что это на самом деле означает?

В первом приближении фокусное расстояние определяет, насколько «увеличена» Ваша фотография; чем число больше, тем более увеличенным будет объект.

Иногда можно слышать неверное определение, что фокусное расстояние измеряется от передней или задней точки объектива. На самом деле — это расстояние от точки схождения лучей до приёмника света (матрицы или плёнки). Фокусное расстояние — это характеристика объектива. Не может быть «лучшего» или «худшего» фокусного расстояния. Бывает только более или менее подходящий объектив для решения определённых задач.

focal-length-cross-section

Помните, мы с Вами говорили о кроп-факторе? Понятно, что этот фактор вносит свои коррективы в разговор о фокусном расстоянии. Чтобы внести ещё больше сумятицы некоторую определённость, давайте договоримся, что ниже речь пойдёт о классической, полнокадровой, плёночной классификации. Об объективах для «кропнутой» матрицы я каждый раз буду говорить отдельно.

focal-length

focal-length

Фокусное расстояние объективов, созданных специально для кроп-матриц имеет ту же размерность, что и для полнокадровых моделей. Разница в том, что эти объективы сконструированы именно для кропа и не имеют обратной совместимости с полнокадровыми аппаратами. То есть даже если их и удастся поставить на аппарат (у Canon, например, это невозможно), то виньетирование будет настолько сильным, что его не спасёт даже диафрагмирование.

Диапазоны фокусных расстояний и сферы их применения.

Ультра широкоугольный 14 — 24 мм.

Такие объективы часто рассматриваются как узкоспециальные, и в китовом наборе Вы никогда их не встретите («кит» — русская калька с английского kit — «комплект», имеется ввиду комплект, предлагаемый производителем). Они создают такой широкий угол обзора, что изображение может казаться искажённым, потому что наш глаз не привык видеть в этом диапазоне. Используются, когда на фотографии необходимо получить много пространства — пейзаж, архитектура, съёмка в помещении. Широкоугольные объективы совершенно не подходят для портретной съёмки из-за вносимых искажений.

Создаваемые широким углом искажения называются «бочкообразная дисторсия», и выглядят как изображение в самоваре — то, что находится близко к объективу, получается неестественно крупным, удалённые детали сюжета — слишком мелкими. Чаще всего с такими искажениями изготовители борются, зачастую дорогими методами. Если продолжать расширять угол зрения, то наступает момент, когда борьба становится невозможной по принципиальным соображениям из-за слишком большого угла зрения. Такой объектив  с намерено присутствующей дисторсией называется «Фиш-Ай» (с английского Fish Eye — рыбий глаз). Изначально (лет 100 назад) их применяли в метеорологии для съёмки всей небесной сферы одним кадром, но позднее, как выразительное средство, объектив стали применять в кино, в журналистике, в фотоискусстве. (Знаю даже одного фотографа, который таким объективом умудрился снять почти всю свадьбу).

sigma_10-20При использовании на камерах с кроп-матрицей, угол зрения объектива уменьшается на величину кроп-фактора (для простоты положим в полтора раза — именно такой кроп-фактор имеет подавляющее большинство кроп-матриц). С точки зрения физики фокусное расстояние объектива при этом не изменяется, но угол зрения увеличивается в полтора раза, и для того, чтобы вернуться к прежнему углу зрения, надо бы взять объектив с фокусным расстоянием в полтора раза меньше. Другими словами, чтобы остаться в прежних границах сюжета для того же угла зрения у фотоаппарата с кроп-матрицей должен быть установлен объектив с в полтора раза меньшим фокусным расстоянием.

Следовательно, диапазон фокусных расстояний тоже изменяется — чтобы получить аналогичные углы зрения, придётся применять объективы с меньшим фокусным расстоянием. Вместо 14 — 24 мм ультраширокоугольным объективом для кропа будет считаться объектив из диапазона 8-10 — 15-16 мм.

Представители: Nikon 10.5 mm f/ 2.8G DX ED AF Fisheye-Nikkor, Canon EF-S 10-22 mm f/ 3.5-4.5 USM, SMC Pentax DA 10-17 mm F3.5-4.5 ED (IF) Fish Eye, Sigma AF 8-16 mm F4.5-5.6 DC HSM, Tamron AF 10-24 mm F/ 3.5-4.5 Di II LD Aspherical [IF], Samyang MF 8mm f/ 3.5 Fisheye.

Широкоугольный объектив 24 — 35 мм.

Граница 24 мм условно принята за нижнюю границу широкоугольного объектива из-за того, что начиная примерно с неё растянутые части изображения перестают выглядеть неестественно. Такие объективы широко используются фотожурналистами, стрит-фотографами как раз из-за естественности изображения в сочетании с достаточно широким углом для включения в снимок большого пространства.

pentax_21_limВ случае кроп-матрицы диапазон превращается в 16 — 24 мм. Именно с этого фокусного расстояния (ну почти с этого — 18 мм) начинается нижняя граница фокусных расстояний у китовых объективов для аппаратов с кроп-матрицей.

Представители: Nikon 28 mm f/ 1.8G AF-S Nikkor, SMC Pentax DA 21 mm F3.2 AL Limited, Sigma AF 20 mm F1.8 EX DG, Samyang MF 14 mm f/ 2.8 AE.

Нормальный (Стандартный) 35 — 70 мм.

Фокусное расстояние около 45 — 55 мм называется нормальным потому, что объектив имеет тот же угол зрения, что и наш глаз (за исключением периферийного зрения). Если аппарат комплектуется единственным объективом с фиксированным фокусным расстоянием, то это расстояние как раз будет лежать именно в этом диапазоне. Вспомните советский «Зенит» с «Индустаром 50/3.5», а позднее с «Гелиосом 44М» — 58/2.8, «Смена» — 40/4.

Многие фотографы считают даже, что для полноценной жизни вполне достаточно наличия единственного объектива с таким фокусным расстоянием, только с увеличенным отверстием диафрагмы — порядка F/1.8 или даже F/1.4. Такой объектив всегда обеспечит лучшие результаты, чем зум аналогичного диапазона.

Длинный конец диапазона (70 мм) очень хорош для создания портрета. Таким образом, объектив, перекрывающий два диапазона 24 — 35 и 35 — 70 мм, является очень даже универсальным инструментом для большинства окружающих сюжетов — от архитектуры и пейзажа, через репортаж и стрит, и до портрета. Именно такими объективами (ну почти такими — 28 — 70, 28 — 75) и комплектовалось подавляющее большинство плёночных зеркалок. (Кроме советских). И именно они составляют большую часть вторичного рынка объективов — их можно купить за бесценок.

pentax_43_limДля семейства кропов диапазон «нормальных объективов» перемещается в 24 — 50 мм. А в  сумме с широкоугольным — в 16-18 — 50-55 мм. Этот суммарный диапазон являются как раз диапазоном китовых объективов цифровой эры (читай  эры кроп-матрицы). Практически все производители (ну кроме Олимпуса — у него кроп-фактор равен 2) имеют в своём ассортименте объективы 18 — 55 мм (у Олимпуса — 14 — 42 мм).

Представители нормальных объективов: Canon EF 50 mm f/ 1.8 II, SMC Pentax DA 35 mm F2,4, SMC-FA Pentax 43 mm F1.9 Limited, Nikon 50 mm f/ 1.8G AF-S Nikkor, Sigma AF 30mm f/ 1.4 EX DC, Samyang MF 35mm f/ 1.4 AE.

Китовые объективы: Canon EF-S 18-55 mm f/ 3.5-5.6 IS II, Nikon 18-55mm f/ 3.5-5.6G AF-S VR DX Zoom-Nikkor, SMC Pentax DA 18-55 mm f/ 3.5-5.6 AL, OLYMPUS ED 14-42mm F/3.5-5.6.

Мягкий телефото 70 — 105 мм.

Объектив с расстоянием в этом диапазоне является лучшим портретником. Во-первых, у него почти отсутствуют перспективные искажения, а во-вторых, из-за увеличенной глубины резкости он довольно легко отделяет объект съёмки от фона. Классическим «портретным» фокусом для полного кадра является фокусное расстояние 85 мм.

nikonДля камер с кроп-матрицей диапазон «мягкий телефото» из 70 — 105 мм превращается в 50-55 — 70-80 мм, а классические 85 мм (объектив типа 85/1.4 есть у всех производителей) превращается в 55-60 мм (которого нет почти ни у кого). 85 мм уже немного длинноват для использования на кропе (85 * 1.5 = 130-135 мм) и им не совсем удобно пользоваться из-за необходимости удаления от объекта. «Pentax» *55/1.4 и «Nikkor» 58/1.4 находятся в гордом одиночестве среди одноклассников, однако их цена…..

Представители: Canon EF 85 mm f/ 1.8 USM, Nikon 85 mm f/ 1.8D AF Nikkor, SMC Pentax DA 70 mm F2,4 Limited, Samyang MF 85mm f/ 1.4 AE.

Телефото 105 — 300 мм.

Объективы этого диапазона часто используются для съёмки удаленных объектов, таких как здания или горы. Они не всегда подходят для съемки пейзажей из-за того, что сглаживают перспективу сцены.

Иногда вместо комплекта «кит» производитель предлагает комплект «double-kit» (даблкит), в котором кроме вышеупомянутого объектива 18 — 55 мм, покупателю предлагается ещё его длиннофокусный собрат — типа 55 — 200 мм (плюс-минус у разных производителей). Это также бюджетный объектив с относительно низкой светосилой.

Объективы более длинного диапазона в основном используются для съёмки спорта и животных.

Для владельца аппарата с кроп-матрицей наступает раздолье — фотограф задёшево получает прекрасный светосильный длиннофокусный объектив. Судите сами — если для плёнки объектив 200/4 является уже почти пределом мечтаний (из-за очень высокой цены на светосильную длиннофокусную оптику), то для кропа 300/4 — просто подарок судьбы. Поэтому, чтобы порадовать пейзажиста, производителю приходится специально изобретать, изготавливать и рекламировать принципиально новый объектив с широким углом, то для фотоохотника просто задаром можно и нужно использовать старую плёночную оптику.

Представители: Canon EF 135 mm f/ 2L USM, Canon EF 200 mm f/ 2.8L II USM, Nikon 105 mm f/ 2.8G VR IF-ED AF-S Micro-Nikkor, Nikon 300 mm f/ 4D AF-S Nikkor, SMC Pentax DA* 200mm f/ 2.8 ED [IF] SDM, Tamron SP AF 180mm F/ 3.5 Di LD [IF] Macro.

Дабл-кит: Canon EF-S 55-250 mm f/ 4-5.6 IS II, Nikon 55-200 mm f/ 4-5.6G DX ED AF-S Zoom-Nikkor, SMC Pentax DA 50-200 mm F4-5.6 ED.

Как фокусное расстояние влияет на перспективу?

Немного об этом влиянии мы уже вскользь упомянули, но для получения лучшего представления об этом влиянии, рассмотрим четыре фотографии одного и того же сюжета, снятого объективами с разными фокусными расстояниями. Консервные банки во всех случаях остаются в неизменном положении на расстоянии примерно 20 см друг от друга. Точка съёмки каждый раз сдвигается назад, так, чтобы передняя банка всегда оставалась в одном масштабе. Что интересно, расстояние до объекта съёмки пропорционально фокусному расстоянию объектива.

focal-length-comparison

Видите? Даже объяснять ничего не надо. Сразу ясно, почему не надо применять широкий угол для портрета, а длинный фокус — для пейзажа.

Удачных Вам снимков!