Доброго дня!
Очень хочу разобраться с интереснейшим способом чёрно-белого преобразования. В нашей Любимой Программе он скрывается под скромным, неприметным названием «Дуплекс» (меню Изображение — Режим — Дуплекс). Что же в нём такого интереснейшего? Какова область его применения?
Рассмотрим небольшой пример. Пусть у нас имеется прекрасное чёрно-белое изображение, с изумительной передачей полутонов, которое содержит каждый из возможных 256 уровней серого — короче, идеал.
Если же мы решим напечатать наше супер-изображение, нам придётся опуститься до уровня типографского оборудования, которое для каждого вида чернил поддерживает в лучшем случае 50 уровней. Таким образом, при печати теряется значительная часть качества, причём теряется она в местах градиентных переходов. Чтобы обойти это досадное препятствие, можно внести в изображение дополнительный оттенок, который и добавит свою лепту в виде собственных 50 уровней. Изображение сразу приобретёт глубину и насыщенность. Можно пойти и дальше, добавив не один, а два, и даже три цвета!
Все такие изображения в Photoshop называются дуплексом — и одно-, и двух-, и трёхкрасочные. В каждом случае цветные чернила применяются для отображения оттенков серого. Использование нескольких красок значительно повышает качество печати по сравнению с чёрно-белым вариантом.
Итак — Дуплекс (часто встречается название Дуотон, от англ. Duotone, как в английской версии Photoshop). Преобразование в чёрно-белое с использованием инструмента Дуплекс предназначено в первую очередь для получения нужной глубины и насыщенности изображения при печати. Однако, оно имеет также несомненную ценность как самостоятельный художественный приём.
Ну что, рискнём?
Открываем наше подготовленное изображение.
Чтобы стал доступным пункт меню Дуплекс, изображение придётся преобразовать в «Изображение в оттенках серого» командой Изображение — Режим — Градации серого:
В окне со странными надписями выбираем левую кнопку — Отменить:
И сразу же возвращаемся в это же меню и выбираем следующий пункт — Дуплекс (обратите внимание на то, что изображение должно быть 8-битным, возможно вам придётся в третий раз зайти в то же самое меню, чтобы перевести изображение в этот режим).
На экране появится диалоговое окно Параметры дуплекса. В раскрывающемся меню Тип выбираем количество цветов будущего изображения: Однокрасочный, Дуплекс и так далее. Давайте для начала остановимся на Дуплексе.
Теперь необходимо выбрать цвета изображения, воспользовавшись группой параметров 1 краска и 2 краска. Первый параметр этой группы — квадрат с пересекающей диагональной линией — Кривая дуплекса:
В нём Вы можете управлять распределением выбранного цвета в разных областях изображения, изменяя форму кривой. Следующее предложение выглядит маслом масляным, поэтому читайте не торопясь: изначально кривая распределения в темных, полутоновых и светлых участках является прямой, а для изменения её кривизны можно либо вводить числа вручную, либо двигать точки на кривой с помощью мыши. Принцип здесь такой: сначала новый цвет равномерно распределён по всем тонам, а сдвигая кривую вниз, мы уменьшаем влияние цвета в данном тоновом диапазоне, поднимая вверх — увеличиваем.
Справа от параметра Кривой дуплекса расположен образец выбора первого цвета изображения (по умолчанию — чёрный):
В окне выбора второго цвета нас поджидает сюрприз: совершенно непривычные наборы цветов. Предполагается, что всё это преобразование мы затеваем для печати на полиграфическом оборудовании, поэтому и цвет предлагается из знакомых для него наборов:
Вот что получилось после применения двухкрасочного Дуплекса (установки по умолчанию):
Сказать откровенно — для меня — сложновато. Не в том смысле, что сложно для того, чтобы разобраться, а в том, что сложновато для применения. Безусловно, способ имеет убеждённых поклонников, но лично я знаю о себе, что не буду перебирать цвета красок и скрупулёзно двигать точки на кривой.
Однако давайте всё же ещё немного задержимся, чтобы заглянуть ещё в один раскрывающийся список.
Теперь, когда мы уже обожглись получили представление о способе, предлагаю пойти более лёгким путём и воспользоваться готовыми предустановками, созданными для нас разработчиками программы.
Только ещё одно небольшое телодвижение. Правда, совсем небольшое, и необязательное. Как мы уже знаем, для начала работы в режиме Дуплекс изображение должно быть переведено в градации серого. Однако изображения, созданные таким путём, выглядят плоскими, лишёнными объёма (помните, мы говорили об этом в уроке «7+ способов преобразования изображения в чёрно-белое»). Поэтому мы с Вами не пожалеем минуты, и преобразуем изображение более сложным путём (способом №4 — Карта градиента). Разумеется, Вы вольны сделать по-своему.
Итак, (повторение — мать учения) пунктиром повторим предыдущий урок: нажимаем D, чтобы установить Основной и Фоновый цвет в их значения по умолчанию — в чёрный и белый. Выбираем в меню Изображение — Коррекция — Карта градиента,
ничего не меняем в появившемся окне, кроме нажатия кнопки ОК, и только теперь (!) преобразовываем изображение в градации серого: Изображение — Режим — Градации серого. На вопрос об удалении цветов отвечаем «Отменить» (Левая кнопка в странном окне).
Теперь, наконец-то, стал доступным пункт меню Дуплекс (та-дааам!). Если всё ещё не стал, значит, установлена 16-битная глубина цвета, и её придётся изменить на 8-битную.
Ну и где же простой путь? — спросит внимательный читатель? А вот и он: вместо того, чтобы ломать свои головы над устройством и принципами настройки интерфейса, изгибать прямые кривые, мы откроем раскрывающийся список «Стиль» и по очереди применим все доступные варианты. Не торопитесь, я шучу! Хотя, если откровенно, шутка содержит значительную долю правды. Начать с того, что (или это просто я чего-то недопонял?) наборы никак не упорядочены. И ещё — для разных изображений одни и те же наборы установок могут вести себя по-разному. Тот набор, который прекрасно показал себя в девяти случаях, и был уже занесён в любимчики, запросто не подойдёт к десятому изображению. И наоборот, набор, который ни с чем не сочетается, вдруг как родной подходит к пятнадцатому…
И всё же давайте попробуем немного сориентироваться в сотне с лишком готовых наборов. Интересный четырёхкрасочник — «Bl 541 513 5773″:
Хороший трёхкрасочник, использующий чёрный и два серых и называется «Bl WmGray 7 WmGray 2″:
Хороший дуплекс: «Warm Gray 11bl 2″
На мой вкус неплохи и такие варианты: «Bl 404 WmGray 401 WmGray»:
«Bl 437 burgundy 127 gold»:
Если же Вы всё же решитесь самостоятельно разобраться с настройками, или изменить готовые наборы, Вы всегда можете сохранить их, и затем вновь и вновь пользоваться для Ваших лучших снимков.
Рискну показать ещё один пример преобразования, на этот раз — портрета:
Последним, итоговым действием нашей большой работы станет перевод изображения обратно в режим RGB для цветной печати. Ну и, конечно, добавление резкости.
Удачных Вам снимков!