3 фантастических варианта использования фильтра High Pass

1 апреля нынче пришлось на воскресенье, поэтому праздник прошёл как-то мимо. Никаких «белых спин», вызовов к начальству… Хоть и немного запоздало — но поздравляю Вас с Днём юмора!

Как и большинство инструментов в Photoshop’е, фильтр High Pass можно использовать для различных целей. В русской инкарнации фильтр называется Цветовой контраст. Но исходное наименование настолько прижилось, что я то тут, то там применяю и английский вариант. Поэтому, когда где-то в литературе Вам встретится сочетание «фильтр High Pass» — Вы его признавайте за знакомого.

К слову, до версии CS3 Photoshop не имел официальной русской локализации, поэтому переводился энтузиастами. Многие термины не имели устоявшегося перевода и в разных источниках звучали по-разному. Понятно, что Контраст и Яркость понятны всем и без перевода, а вот некоторые сложные понятия до сих пор переводятся неоднозначно. К ним и относится наш сегодняшний гость. (Дословно high pass переводится как «высокая частота»). То и дело натыкаюсь в сети на мнение, что необходимо пользоваться только исходной, англоязычной версией программы. Иногда я согласен с этим мнением, особенно когда смотрю картинки читаю статьи по Photoshop’у на немецком или итальянском:).

Есть, по крайней мере, три варианта использования фильтра.

  • Во-первых, это отличный инструмент поднятия резкости.
  • Во-вторых, хотя это может звучать противоречиво, — для смягчения портретов и других фотографий.
  • В-третьих, его можно использовать для создания эффекта высокого контраста, например, в портрете.

Сегодня мы рассмотрим все три эти варианта.

Вариант 1. Повышение резкости.

high pass

Это изображение, которому необходимо добавить резкости. Дело в том, что все цифровые изображения испытывают влияние противомуарового фильтра, расположенного перед датчиком матрицы фотоаппарата. Как понятно из названия, он позволяет снизить эффект муара, возникающего при съёмке определённых сюжетов — тканей, одежды, штор, и аналогичных. Отрицательной стороной воздействия фильтра является небольшая потеря резкости, которую и желательно повышать всякий раз при обработке фотографий, особенно для предпечатной подготовки.

Повышение резкости является последним шагом при обработке снимка. Объясняется это тем, что повышение резкости является разрушающим и необратимым изменением изображения. Сила воздействия эффекта варьируется в зависимости от области применения готового изображения — небольшая иллюстрация в Интернет требует одного значения, а печать на струйном принтере размером 20*30 см — совсем другого. Существует даже рекомендация сохранять изображения без повышения резкости, чтобы впоследствии добавить резкости в зависимости от ситуации.

Итак:

Добавляем новый слой (Вы же догадались?) — Ctrl+N, либо — по щелчку правой кнопкой — «Создать дубликат слоя…»:

high pass

Применяем Фильтр — Другое — Цветовой контраст…:

high pass

Устанавливаем значение Радиуса в зависимости от сюжета, размера (разрешения) снимка, степени усиления резкости. Чем выше значения радиуса, тем больше резкость. Выбираем значение в пределах 0,3 — 3 пикселя.

high pass

Изображение — Коррекция — Цветовой тон/Насыщенность (Ctrl+U), сдвигаем ползунок насыщенности влево до упора, чтобы убрать цвет окантовки:

high pass

Изменяем режим наложения слоя на «Перекрытие»:

high pass

Вот что получилось в итоге. Хочу обратить внимание на то, что зачастую приходится присматриваться, чтобы увидеть эффект повышения резкости. Чрезмерное повышение резкости может привести (и приводит) к появлению артефактов в изображении. На данном примере я намеренно применил эффект несколько раз, чтобы артефакты проявились более отчетливо:

high pass

2. Смягчение тона кожи.

Фильтр High Pass может быть использован не только для поднятия резкости, но и для противоположного эффекта — смягчения тона кожи. Преимущество использования Photoshop’а для этой цели состоит в том, что у нас появляется возможность применения эффекта к части изображения с помощью масок слоя. Идея состоит в том, чтобы применить смягчающее действие на все изображение, а затем использовать маску слоя для выявления участков изображения, которые должны оставаться резкими — такие, как глаза, рот и волосы.

Замечу отдельной строкой, что кожу мы с вами уже смягчали, даже двумя способами (см. Обработка кожи (Skin retouching techniques и «10 минут для гладкой кожи«), так что этот — уже третий в нашей с вами копилке!

Вот наше исходное изображение:

high pass

Щёлкаем правой кнопкой по фоновому слою, и выбираем «Создать дубликат слоя». К этому созданному слою мы и применим фильтр High Pass (Цветовой контраст). Значение радиуса поднимаем до 15 пикселей:

high pass

Меняем режим наложения слоя на Мягкий свет:

high pass

Небольшая пауза. Обратите внимание, что на данном этапе у изображения сильно повышена резкость и контраст. Именно для этого снимка нам нужен обратный эффект — ведь мы решили смягчить рисунок, и в следующем шаге мы всё же добьёмся своего, но пока — загибаем пальчик, и запоминаем этот попутный эффект: сильное повышение резкости и контраста возможны с помощью фильтра High Pass. Применить такой эффект можно для брутальных мужских портретов, некоторых пейзажей, например городских, когда надо подчеркнуть силу, скорость, напор, возможно, даже агрессию.

Теперь инвертируем изображение — Изображение — Коррекция — Инверсия (Ctrl+I). Это создаст красивый, нежный эффект мягкого фокуса.

high pass

Можно на этом и остановиться, однако было бы непростительной ошибкой не использовать мощь Photoshop’а, поэтому мы пойдём дальше. Мы применим маску слоя, чтобы оставить резкими некоторые участки портрета — такие, как глаза. Щелкните по значку маски слоя внизу палитры слоев. Это добавит маску слоя к активному слою. Маска слоя показана в виде белого прямоугольника в палитре слоев.

high pass

Выбираем инструмент Кисть (B). В его настройках уменьшаем жесткость, Непрозрачность ставим равной 80%, а размер кисти — пропорционально закрашиваемым объектам. Для ориентира — 50 пикселей. Цвет переднего плана — чёрный (X).

high pass

И вот этой мягкой кисточкой закрашиваем те самые места, которые хотели бы оставить резкими. На рисунке хорошо видно, что это за области:

high pass

Конечно, Вы должны изменять размеры кисти (удобно делать эту операцию с помощью клавиш [ и ]). Когда Вы проводите такую операцию впервые (я имею ввиду рисование по маске слоя), Вы будете удивлены эффекту. Ведь мы рисуем чёрным цветом по белому, а на рисунке при этом становятся более резкими детали портрета. Любая часть маски, окрашенная в чёрный цвет, становится прозрачной!

high pass

Изображение заодно приобретает эффект вуали (кстати, похожий эффект мы с Вами уже разбирали — см. «Портрет для любимой…»), чего мы, возможно, не всегда хотели получить, но, во-первых, для этого у нас есть маска слоя, которую можно хоть всю закрасить чёрным, и даже сразу залить чёрным, сделав прозрачной, а потом, наоборот, рисовать по ней белым, а во-вторых, результата-то мы добились!

high pass

Вариант 3. Высококонтрастный портрет.

Хочу предварить дальнейшее описание варианта тем, что нельзя относиться к нему как к учебнику. Каждая фотография отличается от любой другой, даже от соседки по серии. Поэтому Вам обязательно стоит экспериментировать с настройками, чтобы понять, что подходит Вашей фотографии, и заодно улучшать своё творческое зрение. В первую очередь эксперименты относятся к режиму смешивания слоёв. Я использую режим наложения Мягкий свет, чтобы получить тонкий эффект, но, если Вы чувствуете, что нужен более сильный эффект — смело используйте Перекрытие или Жесткий свет, и наоборот, если необходимо понизить действие эффекта, снижайте непрозрачность слоя.

high pass

Прежде чем использовать непосредственно фильтр High Pass, немного поколдуем над изображением. Для начала снизим насыщенность цвета. Для этого применим корректирующий слой Цветовой тон/Насыщенность (можно обойтись и Изображение — Коррекция — Цветовой тон/Насыщенность, но в этом случае мы не сможем впоследствии вернуться назад и внести коррективы, и потеряем возможность частичного воздействия на изображения):

high pass

Снижаем насыщенность до -20-30:

high pass

Теперь несколько снизим контраст изображения, например, таким способом: корректирующий слой Яркость/Контрастность, и понизим значение контрастности до -20-30:

high pass

Сведём все три слоя в один, нажав одновременно Ctrl+Alt+Shift+E (каждый раз сначала пытаюсь изловчиться и нажать их вместе одной рукой, но пока никак не получается — пальцы соскальзывают, нажимается что-нибудь другое, приходится нажимать Ctrl+Z для отмены, и только потом двумя руками нажимаю верное сочетание):

high pass

Меняем режим наложения на Мягкий свет (это как раз то место, о котором мы говорили в начале разговора об этом варианте — попробуйте другие режимы со своими снимками):

high pass

Щелкнув по значку маски слоя внизу палитры слоев, создаём маску слоя. Выбираем инструмент Кисть (B), устанавливаем её Непрозрачность на 30-50%, размер устанавливаем соответственно размеру (разрешению) изображения (начните с 30-50 пикселей):

high pass

Закрашиваем области, которые должны остаться резкими. Я закрасил волосы и глаза:

high pass

Снова создаём новый слой, нажав Ctrl+Alt+Shift+E (то самое сочетание):

high pass

Изменяем режим наложения на Мягкий свет:

high pass

И вот, наконец, — барабанная дробь! — фильтр High Pass (ну цветовой контраст, конечно). Увеличиваем значение Радиуса до 6-10 пикселей в зависимости от сюжета и размера снимка:

high pass

Искренне любуемся готовым результатом:

high pass

high pass

Буду очень рад Вашим комментариям и собственным примерам.

Удачных снимков!