Как выбрать идеальный портретный объектив.

Вопрос, часто задаваемый фотографами друг другу, причем как начинающими, так и «многолетне-профессиональными», звучит так: «Какой объектив лучше всего подходит для съёмки портретов?» («Ну чо, чем работаешь?»). Вопрос этот сложный и неоднозначный, поскольку ужасно субъективный. Ответ зависит от Вашего кошелька, личного стиля фотосъёмки и исповедуемой религии модели камеры. Осложняется дело ещё и влиянием кроп-фактора (отношение между фокусным расстоянием и размером сенсора). Давайте по порядку начнём разбираться.

Какие объективы у Вас уже есть?

портретный объективВполне возможно, что Вы уже владеете объективом, о котором пока ещё не думали, как о портретном, но на самом деле он вполне сможет выполнить работу очень хорошо. У Вас есть 50 мм объектив? Может, старый дедушкин «Гелиос», на который осталось только поставить переходник? Или 100 мм макрообъектив? На форумах полно отзывов о «волшебной» зоне нерезкости этих объективов при использовании для съёмки портрета. Может, 70-300 зум? Из-за малой глубины резкости на больших фокусных расстояниях, даже при относительно малом отверстии диафрагмы (порядка F4.5 — F5.6), таким объективом можно прекрасно отделить объект от фона. Даже если Ваш единственный объектив — бюджетный кит, Вы всё равно можете быть удивлены тем, насколько хорошо он справляется со своей задачей ( в пределах классовых ограничений, конечно).

Зум или фикс?

портретный объективОбъектив с постоянным фокусным расстоянием (фикс) идеально подходит для портретной фотографии. Одним из его преимуществ является большая максимальная диафрагма (светосила), чем  у зум-объектива с тем же фокусным расстоянием (надо ещё добавить — при сравнимых ценах). Большая светосила полезна для создания снимков с малой глубиной резкости, что является общей методикой при создании портретов. Конечно, это качество очень помогает в условиях низкой освещённости, так как позволяет снимать с более короткими выдержками и низкой чувствительностью, чем зум-объективом с меньшей светосилой.

Несомненным преимуществом является качество изображения. Фикс, как правило, состоит из меньшего количества элементов (как оптических, так и механических), следовательно, изображение получается более чётким и контрастным. Также уменьшается количество отражающих, бликующих и преломляющих поверхностей. Недорогой фикс всегда даст лучшие результаты, чем недорогой зум. Имейте это ввиду при выборе объектива.

Бюджет

perfect portrait lens_10Важный фактор. Как и большинство вещей, линзы хорошего качества стоят дороже. В качестве примера приведу диапазон цен 50-мм объективов Canon. EF 50 mm f/ 1.8 II — 3480 рублей (примерно $100), EF 50 mm f/ 2.5 Macro — 10500 рублей ($290), EF 50 mm f/ 1.4 USM — 12790 рублей ($350), EF 50 mm f/ 1.2L USM — 50900 рублей ($1400). Разница, как говориться, налицо (светосила — от F1.8 до F1.2, а цена — в 14 раз!), и, в конечном счёте, Ваш бюджет определяет, какое будет боке у Ваших снимков.

Дорогие модели, кроме большего отверстия диафрагмы, имеют высокое механическое качество, тихий механизм автофокуса, зачастую изготовлены из более качественного стекла (например, Nikon имеет в ассортименте более 200 (!) сортов оптического стекла). Как правило, модели верхнего ценового диапазона имеют больший вес из-за металлической конструкции в противовес пластику в конструкции бюджетных моделей. Имейте в виду, что вложение в объектив является долгосрочным, хороший объектив при грамотном обращении может служить десятилетиями. По словам сэра Генри Ройса (который основатель «Rolls-Royce»): «Quality is remembered long after the price is forgotten» («Качество запоминается надолго после того, как цена уже забыта»).

Какие фокусные расстояния удобны для Вас?

Ответ на этот вопрос отчасти зависит от размера сенсора Вашей камеры (эту тему мы подробно разбирали в статьях Выбор фотоаппарата. Full-frame против Crop и Как выбрать правильный объектив для зеркалки). Помните, мы разделили все объективы на несколько категорий?

Широкоугольные объективы.

Широкоугольные объективы ограниченно применимы в портретной фотографии при съёмке относительно удалённых планов, когда портретируемый находится далеко от аппарата и снимок включает значительное окружение. В противном случае становится заметной дисторсия, присущая широкоугольным объективам, которая приведёт к искажениям пропорций лица.

Нормальные объективы.

Фокусное расстояние в 40-50 мм для полнокадровой матрицы и примерно 35 мм для матрицы формата ASP-C считается нормальным потому, что такие объективы видят мир примерно под тем же углом, что и человеческий глаз. Весьма интересны для портретов, занимая промежуточное положение между широкоугольным и коротким телеобъективом.

Короткие телеобъективы.

портретный объективЭти объективы часто называют портретными, так как они имеют идеальное фокусное расстояние для получения лестных фотографий. Расстояние до объекта съёмки (лица) при крупном плане позволяет получать изображения без искажений. У объективов с таким фокусным расстоянием практически отсутствует дисторсия — как подушкообразная, так и бочкообразная. Если Ваш короткий телеобъектив еще и фикс, то Вы получаете дополнительное преимущество в виде высокой светосилы. Для полнокадровой камеры отличным примером является объектив с фокусным расстоянием 85 мм — такие объективы выпускают практически все производители фототехники. Для камер с кроп-матрицей коротким телефото становится уже 50 мм объектив. Многие фотографы считают мануальные полтинники прошлого века прекрасным выбором для съёмки портрета, особенно на камерах с кроп-матрицей, где 50 мм превращается в 75-80 мм, то есть почти те самые классические 85 мм для полного кадра.

Телеобъективы.

портретный объективОбласть применения телеобъектива — съёмка портрета в условиях, когда объект съёмки находится довольно далеко. Хороший пример использования телеобъектива — профессиональная съёмка модных показов и спортивных мероприятий, а также портретов птичек. В таких сюжетах нужно большое фокусное расстояние при значительной светосиле для обеспечения, во-первых, возможности использования коротких выдержек для фиксации движения, а, во-вторых, небольшой глубины резкости для отделения объекта от фона. К недостаткам телеобъектива приходится отнести его размеры и вес, а также цену, особенно для светосильных моделей. К радости владельцев камер с кроп-матрицей, в прошлом веке было выпущено неимоверное количество мануальных объективов 135 мм/F2.8 и даже 135 мм/2.5 со всевозможными байонетами и переходниками. Стоят они копейки, обеспечивают вполне достойное качество изображения, а фокусное расстояние на кропе эквивалентно 200 мм.

Как выбрать фокусное расстояние.

Если Вы затрудняетесь с выбором своего любимого фокусного расстояния, попробуйте проделать такое упражнение. Зайдите на фотохранилище типа Flickr или 500px, и задайте поиск по ключевому слову «портрет». А теперь выберите хотя бы 20-30 портретов, которые понравились Вам больше других. Подумайте, почему они понравились Вам? Есть ли общие темы? Каким объективом, или объективом с каким фокусным расстоянием сняты эти портреты? Какое отверстие диафрагмы применяют фотографы? Естественный или искусственный свет используют авторы снимков? Какие планы Вы выбрали: крупные или общие? Ответы на эти вопросы помогут Вам свести выбранные объективы в короткий список.

Мои мысли.

портретный объективПервым моим объективом (цифровой зеркальной камеры) стал комплектный кит. Его возможностей мне перестало хватать месяца через два. Восторги поутихли и я принялся искать ему замену. Вторым объективом был светосильный зум Sigma 18-50/2.8. Большой, резкий, быстрый, светлый. Он довольно долгое время оставался основным универсальным инструментом. Но вот когда я поставил на свою камеру 70/2.4 серии Limited, то был просто поражён разницей в картинке. С матрицы как будто стёрли пыль. Резкость, сочность, контраст — всё оказалось другим. Мне не хотелось снимать объектив с аппарата и возвращать хозяину. Так что мой выбор — для неторопливого ответственного портрета я использую только фиксы. Любимые — 50/1.4, 40/2.8 и 70/2.4 (последние два — знаменитые «лимы»). Если важнее мобильность — мощный светосильный зум 16-50/2.8.

Как всегда, очень интересно было бы узнать о Вашем выборе.

P.S. Вот некоторые примеры портретов, сделанных объективами с разными фокусными расстояниями:

perfect portrait lens

«Портрет» широкоугольником (10 мм) c очень близкого расстояния.

perfect portrait lens_11

Фокусное расстояние объектива почти то же (12 мм), но снимок включает значительное окружение, поэтому дисторсия почти не страшна.

perfect portrait lens

Портрет в полный рост, окруженный пространством. Фокусное расстояние 16 мм.

выбор объектива

Ptntax 40/2.8 Limited

выбор объектива

Фокусное расстояние объектива 105 мм

Удачных Вам снимков!