Источники информации, или Разведка боем

Эпиграф
«…верить в наше время нельзя никому, порой даже самому себе. Мне — можно»
Г. Мюллер («17 мгновений весны»)

Первым делом давайте определимся с источниками информации, из которых мы будем черпать знания о будущей покупке – «Кто более матери-истории ценен»©, кому можно доверять, а кого стоит проверять.

Советы профи.

какой фотоаппарат хорошийСамого дорогого стоят личные советы по выбору фотоаппарата знакомого фотографа, либо человека, недавно приобретшего удачный экземпляр интересной модели. Они вызывают наибольшее доверие, так как мы подсознательно считаем, что фотограф разбирается во всех моделях, а везунчик сможет повторить на бис трюк с удачным выбором. Однако такие советы, как правило, однобоки, так как далеко не каждый фотограф общался со многими моделями аппаратов, особенно учитывая стремительность обновления модельных рядов; либо расплывчаты – типа «бери любой, не ошибёшься». Такая логика, в общем-то, понятна: в одной ценовой категории не может быть принципиальных различий у представителей разных фирм, новации одной фирмы моментально появляются у конкурентов. Ведь давно не секрет, что практически вся массовая техника производится на одном гигантском китайском конвейере, и нередки ситуации, когда одна и та же модель попадает на рынок под разными брендами.

Советы продавца.

По результатам исследования одного рекламного агентства выяснилось, что до 70% покупок совершается спонтанно – под воздействием настроения, внезапно возникшего желания, совета продавца, рекламы в магазине, привлекательной упаковки, проехавшей мимо в корзинке другого покупателя.
Все мы наверняка бывали свидетелями подобных покупок, подчас совершенно опрометчивых. Вот недавний пример по теме: молодая пара не смогла противостоять натиску продавца (правда, он оказался на высоте по мастерству «впаривания») и приобрела ЗЕРКАЛКУ за килобакс! Хотя, по здравому рассуждению, им гораздо лучше подошёл бы мегазум или даже универсальная мыльница за втрое-вчетверо меньшую цену, и что самое главное – и им с ней, и ей с ними было бы куда комфортнее.
лучшие фотоаппаратыА сколько людей покупают детям откровенный хлам в надежде сэкономить! Я даже не осуждаю алчность продавцов. Ведь их поведение полностью обосновано – они связаны со всех сторон как «пожеланиями» хозяина, так и личной материальной заинтересованностью. Вот отрывок из анонимного разговора с продавцом: «за каждую продажу мне начисляется балл, если продаётся товар, выгодный для фирмы, и не начисляется ничего, если продаётся аналогичный, или лучший товар, стоящий прямо рядом, но не сулящий той прибыли, что его сосед». И кто бросит в этого продавца камень?
какой фотоаппарат лучшийЗачастую сказывается и невысокая квалификация продавцов. Ведь это в советское время они заканчивали хотя бы профильное ПТУ или даже техникум, а сейчас… В крупных сетевых магазинах продавцов хоть изредка выгоняют на курсы повышения квалификации (хотелось бы верить, что это не курсы по впариванию, а эффективные занятия по изучению быстроменяющегося ассортимента товарных линеек). А в небольших провинциальных магазинах девочка, оторвавшись от сканворда или от своего телефона, предложит помощь, сводящуюся к предложению пройти и посмотреть, а в лучшем случае сможет без ошибок прочитать ценник.
Таким образом, лично я считаю, что если не учитывать случайных профессионалов, которые в виде исчезающе малого исключения попадаются в сетевых магазинах, доверять знаниям продавца фототехники можно только в крупных специализированных магазинах.

какой фотоаппарат лучшийТретий путь – интернет и СМИ.

Наиболее продвинутая часть покупателей черпает знания о предстоящей покупке в СМИ и Интернете.
Какие же подводные камни подстерегают покупателя в сети?
Во-первых, джинсА (Джинса – это проплаченный материал, проплаченный со стороны того, о ком материал изготовлен, и соответственно в этом материале все акценты расставлены так, как выгодно заказчику). Правда, если она написана качественно, то далеко не факт, что Вы легко её вычислите. На то она и качественная. Избавиться от неё невозможно, не принимать во внимание – тоже. Единственное, что можно посоветовать – обращать внимание на альтернативные источники, в том числе иностранные (ну это уж, видимо, для совсем продвинутых искателей приключений информации). Не раз и не два я натыкался на советы из серии – «покупай самое дорогое – оно и есть лучшее». Вот мне интересно – для какой аудитории эти советы могут пригодиться?! Какой вообще смысл в подобных «советах»? Когда на сайтах для начинающих нахваливают Hasselblad, Canon Mark IV, объективы звёздных серий и прочее. Это тоже самое, что на сайте начинающих автомобилистов на полном серьёзе обсуждать Rolls-Royce Phantom или Bugatti Veyron.
какой фотоаппарат хорошийВо-вторых, как это ни парадоксально – форумы. Точнее, дебри, в которые они могут завести. Дельная информация в них находится в первых двух-трёх постах. А дальше… Зачастую на форумах обитают любители болтовни из пустого в порожнее, которым нечем заняться. Петабайты пространства в сети захвачены рассуждениями о «говнозеркалках», «недомыльницах», лучших объективах и кривых системах. Но и это бы ещё полбеды. Тысячи человеко-часов посвящены обливанию грязью друг друга, непримиримому охаиванию чужого мнения, нечистоплотному передёргиванию фактов. Оно Вам надо?
Ради справедливости отмечу и некоторые очень доброжелательные сообщества. К примеру, форумы фанатов Nikon’а: на какой-нибудь дурацкий вопрос случайного новичка, вздохнув, подробно отвечает уважаемый гуру форума, несмотря на то, что вопрос элементарный, и уже много раз облизывался в соседних ветках.
В-третьих, субъективизм. Этот фактор может пересекаться с другими – как с заказными статьями, так и с мнениями независимых экспертов. Что лучше? Nikon или Canon? Windows или Mac? Католицизм или мусульманство? Сметана или майонез? Понятно, что есть приверженцы тех или других сторон, доводы каждой веско аргументированы и каждый по-своему прав. И Вам предстоит пройти через этот выбор и стать приверженцем одного из кланов. Что тут можно посоветовать? Не драматизировать ситуацию, избегать крайностей, искать рациональное зерно в аргументах каждой из сторон.

Подытожим.

какой фотоаппарат лучшийКак Вы сами видите, ни один из способов получения информации не даёт однозначного ответа покупателю о выборе фотоаппарата. Цель предстоящих статей-заметок состоит в максимальной помощи Вам – помощи в покупке фотоаппарата.
В той или иной степени с проблемой выбора сталкивается каждый покупатель. Кто-то, не успев подойти к витрине, выбирает первый попавшийся по цветовой гамме аппарат и зовёт на весь зал: «Па-а-а-аа-п!!» достаёт купюры или карточку. А кто-то наоборот, посвящает кучу времени для прочтения всей доступной литературы, советуется со знатоками, общается в сети, пытает продавцов и в результате приобретает именно то, что необходимо ему в данный период жизни.
Если Вам ближе второй путь, добро пожаловать: порассуждаем дальше вместе. Если же Вам достаточно такого вступления – удачных покупок! Чтобы они долгое время служили Вам и радовали своим качеством.