Начнём с небольшой дозы физики — введём понятие цветовой температуры. Цветовая температура описывает спектр излучения источника света. Измеряется в тех же единицах, что и температура обычная — в Кельвинах. Только для непривычного взгляда шкала её расположена вверх ногами — цветовая температура пламени свечи (примерно 1500-2000К) ниже температуры холодного цвета люминесцентных ламп (4500-5500К) и холодного неба в сумерки (10000-12000К).
Человеческий глаз очень легко и незаметно переключается с одной температуры на другую, за исключением таких спектров, которых нет в природе — типа флуоресцентных. Глаз в союзе с мозгом прекрасно знает, что белый лист бумаги что при свете свечи, что в тени в сумерки — белый. Знает и различает оттенки кожи, зелень растений и серый цвет асфальта. А как научить подобным фокусам фотоплёнку, матрицу фотоаппарата и экран телевизора?
На самом деле в каждом из этих случаев мы сами сознательно обучаем электронные гаджеты, как им следует обманывать нас. Вот для этого и приходится вводить некие ориентиры — а именно цветовую температуру, т.е. такую величину, которую можно измерить приборами и договориться присваивать определённым значениям этой шкалы цвета привычных нам предметов.
В плёночную эпоху любителям было доступно лишь два вида такого обмана самих себя — плёнки, сбалансированные для съёмки при дневном цвете, и при электрическом. В новом веке уже забываются проблемы, связанные с подобными ограничениями — зарядил одну плёнку, и будь добр, пользуйся ею, пока не заснимешь всю. Светофильтры? Да, немного они, конечно, выручали, но не спасали, это точно.
Совсем иной подход к выбору баланса у цифрового фотографа. Мало того, что доступен выбор цветового баланса для каждого кадра, так ведь еще возможно его уточнение во время обработки! И это без учёта возможностей режима RAW! Давайте немного уймём первые эмоции и поговорим об этом поподробнее.
Итак, выбор баланса белого цвета (Баланс Белого, ББ) доступен практически в любом цифровом фотоаппарате, за исключением, пожалуй, совсем бюджетных. Наряду с автоматическим режимом — самым быстрым, доступны режимы выбора нужного баланса из заранее заготовленного изготовителем списка, и режим ручной установки баланса — самый точный, но заметно снижающий оперативность съёмки.
Для ручной установки баланса необходимо сфотографировать лист бумаги белого цвета, либо, — что предпочтительнее — специальный лист 18-процентного серого цвета. Понятно, что перед каждым кадром такую пробу проводить не будешь, но в случае ответственной съёмки, думаю, совсем не грех выставить баланс белого для данного помещения и условий освещения.
В продаже иногда можно встретить специальную полупрозрачную крышку для объектива, которую каждый фотограф может приобрести для своих объективов. Кроме своей прямой обязанности — защищать объектив от пыли и царапин, крышку можно использовать следующим образом: крышка надевается на объектив и производится съёмка объекта. На аппарате перед этим необходимо активировать режим ручной установки.
Выбор готовой установки. С помощью специальной кнопки, или пункта меню, фотограф может выбрать из списка тип освещения — лампа накаливания, облачно, тень, флуоресцентная лампа и проч.
Ну и авто. Аппарат сам выбирает и устанавливает баланс. Для многих случаев этого режима вполне достаточно, если учитывать тот факт, что человеческий глаз, как мы уже договорились, легко переключается сам и поэтому готов простить небольшие прегрешения против истины. Однако, надо помнить, что такой подход обязательно «вылезет» в виде распространённых ошибок: жёлтый оттенок при съёмке в комнате, серые, неконтрастные, блёклые зимние пейзажи, красные закаты.
Вот пример трёх снимков, обработанных так, что каждый имеет свою цветовую температуру. Левый — завышенную по сравнению с нормальной, средний — заниженную, а правый — верную, выставленную согласно образцу. Когда они расположены рядом, мы, конечно, сразу видим, что баланс неверен, но каждый из них, взятый отдельно, без привязки к остальным, может быть принят за верный, либо, в худшем случае, прощен.
Практически во всех цифровых аппаратах присутствуют режимы постобработки снимка — наложение цветовых эффектов, рамок, различных искажений и проч. Вполне возможно, что их использование придётся по душе фотографу, не имеющему возможности либо желания более глубокой обработки изображения с помощью компьютера.
В некоторых дорогих компактах и во всех зеркалках и беззеркалках доступен режим съёмки в «сыром формате» — RAW. В рассматриваемом ключе этот формат особенно близок и дорог нам потому, что при съёмке можно вообще не заботиться о балансе белого, а устанавливать его при проявке в конвертере. Преимущество налицо — гораздо лучший монитор, процессор, программа, и, что, видимо, самое главное, — контроль за каждым градусом температуры.