Диафрагма

Диафрагма фотоаппарата — перегородка в объективе, позволяющая отсечь часть светового потока, поступающего через объектив на светоприёмник. Чаще всего представляет собой серповидные лепестки, которые приводятся в движении либо механическим способом (так называемая «прыгающая диафрагма»), либо электронно-механическим. В современных аппаратах привод диафрагмы использует полунажатие кнопки спуска затвора и необходим для частичного закрытия предварительно выставленного отверстия диафрагмы. То есть для визирования и кадрирования используется полностью открытое окно видоискателя, что значительно облегчает наводку на резкость, а закрытие диафрагмы происходит только в момент открытия затвора.
диафрагма объективаПолностью открытая диафрагма объектива — круглая. Частично открытая имеет вид многоугольника, приближенного к кругу, форма которого влияет на вид боке, особенно в части бликов от точечных источников света на нерезком заднем плане. Понятно, что чем больше лепестков в диафрагме, тем легче её форму приблизить к кругу. Поэтому количество лепестков диафрагмы часто указывается в характеристиках объектива.
Также Вы могли услышать другое название диафрагмы — апертура (aperture). Этим термином обозначается только диаметр отверстия в геометрическом смысле, тогда как диафрагма — это еще и механическое устройство, обеспечивающее регулировку апертуры.
Диафрагма играет важнейшую роль в фотографическом процессе и определяет такие важные его элементы, как:
  • экспозиция: увеличение диафрагмы на одно деление приводит к увеличению экспозиции в два раза;
  • глубина резкости: чем меньше отверстие, тем она больше;
  • виньетирование: максимально при полностью открытой диафрагме, обычно сходит на нет при закрытие диафрагмы на 1-2 ступени.
Эти элементы — главные, и, скажем так, самые заметные. Среди прочих — дифракция (огибание светом препятствия). В контексте данной статьи явление проявляется в падении резкости при чрезмерном закрытии диафрагмы. Аберрация (собирательное название дефектов, возникающих из-за неидеальности пути прохождения света), выражающаяся в падении резкости при открытой диафрагме. В частности, из-за этих элементов считается, что лучшие свои качества объектив проявляет при диафрагме на 2-4 ступени больше, чем светосила объектива. Допустим, для объектива 50/1,4 оптимальным для использования будет значение диафрагмы 2.8 — 5,6.
отверстия диафрагмыРяд изменения диафрагмы стандартизован таким образом, что изменение апертуры на одно деление приводит к изменению экспозиции в два раза. Действующее значение диафрагмы равно отношению диаметра отверстия к фокусному расстоянию и поэтому ещё называется относительным отверстием: 1/1; 1/1,4; 1/2; 1/2,8; 1/4; 1/5,6; 1/8; 1/11; 1/16; 1/22; 1/32; 1/45; 1/64 (каждое значение относится к соседнему, как 1/корень из 2).
отверстия диафрагмыНа самом деле ряд этот начинается не со значения 1/1, а со значения 1/0,7. Дело в том, что объектив с такой светосилой однажды был построен для NASA фирмой Carl Zeiss. Говорят, он даже достался Стенли Кубрику для съёмок фильма «Барри Линдон» (кстати, у фильма 4 «Оскара», первый из которых — оператору).
На фото справа — один из самых светосильных серийно выпускаемых объективов — Canon 50/0.95.