Приоритетные режимы: выдержка и диафрагма.

приоритет диафрагмы

В процессе выбора фотоаппарата мы с Вами уже познакомились с инструментами воздействия на экспозицию: с выдержкой, диафрагмой и чувствительностью, и узнали, как каждый из этих инструментов влияет на экспозицию. Предлагаю теперь от теории перейти к практике и более подробно исследовать два режима съёмки, которые позволят сделать первый шаг от автоматических режимов.

Приоритетные режимы — полуавтоматические. Они дают нам некоторый контроль над настройками, но обеспечивают при этом правильную экспозицию (с точки зрения камеры, конечно). Другими словами, экспозамер камеры продолжает функционировать в установленном режиме, только мы немного ограничиваем его свободу. Например, камера решит установить свой набор выдержки, диафрагмы и чувствительности, а мы, выбрав один из этих параметров на свой вкус, заставим её подобрать два других, не изменяя при этом экспозицию. А можем зафиксировать и два параметра. А можем и вообще, всё решить за неё (правда , это уже немного другая история).

Приоритет диафрагмы.

приоритет выдержки +и диафрагмыВ этом режиме Вы, как автор будущего шедевра, фиксируете выбранную диафрагму, а фотоаппарат при этом подбирает необходимую выдержку для обеспечения верной экспозиции. Мы с Вами хорошо помним, что диафрагма, кроме воздействия на экспозицию, влияет ещё и на глубину резко изображаемого пространства. Вследствие этого важнейшего влияния на характер снимка, большинство фотографов выбирают именно приоритет диафрагмы в качестве основного рабочего режима. Например. Мы хотим получить небольшую глубину резкости — съёмка портрета, цветка и тому подобные сюжеты с размытым фоном и волшебным боке. Для этого нам необходимо возможно больше открыть диафрагму (значения 1.2 — 1.4 — 1.8). Если же Вы хотите получить большую глубину резкости, к примеру при съёмке пейзажа — закрывайте диафрагму побольше (значения 11 — 16 — 22).

При выборе диафрагмы в режиме приоритета  диафрагмы не забывайте о том, что камера запросто может предложить слишком длинную выдержку, такую, при которой Вы не сможете крепко удержать фотоаппарат в руках, либо в кадре появятся движущиеся объекты. Особенно часто это случается при сильно закрытой диафрагме. В этих случаях придётся принимать дополнительные меры спасения снимка — использовать штатив, упор, исключать движение в кадре, либо наоборот, подчёркивать его и так далее. Нередка и обратная ситуация — экспозамер аппарата попытается выставить слишком короткую, неподдерживаемую аппаратом выдержку. В результате запросто возможно получение кадра с пересветом (отсечением светОв), который почти однозначно является браком (помните, мы подробно разбирали такой случай?).

Приоритет выдержки.

приоритет выдержки +и диафрагмыФотограф фиксирует необходимую выдержку, а аппарат при этом устанавливает необходимое значение диафрагмы.

Вспоминаем, на что у нас влияет выдержка? На движение в кадре. Представляем, например, текущую воду. Если выдержка будет очень короткой — например 1/1000 секунды — движение в кадре «заморозится», будет видна отдельно каждая капелька, поверхность будет казаться такой же твёрдой, как окружающие камни. Если очень длинной — 1/4 секунды и длиннее — струйки «размоются», превратятся в фантастический туман.

Относительно длинную выдержку при некотором опыте можно использовать для «съёмки с проводкой». Для этого выбираем движущийся объект и плавно ведём аппарат, не теряя объект из поля зрения. В момент наилучшей композиции, не прекращая движения, плавно нажимаем на спуск. Эффект заключается в том, что движущийся предмет получается неподвижным, а фон вокруг — движущимся.

Имейте ввиду только, что при короткой выдержке камера постарается широко открыть диафрагму, чтобы скомпенсировать потерю светового потока, следовательно, глубина резкости окажется небольшой.

Практика.

приоритет выдержки +и диафрагмыКак Вы наверняка заметили, приоритетные режимы значительно расширяют контроль над изображениями, но требуют практики, чтобы научиться грамотно распоряжаться ими. Требуют и больше внимания, чтобы следить не только за сюжетом, но и за откликом камеры.

На первых порах Вам наверняка придётся снимать не один и не два дубля, чтобы научиться получать предсказуемый результат. Возможно, есть смысл делать серии снимков, снимать в режиме брекетинга экспозиции и впоследствии внимательно изучать на большом мониторе, какой отклик даёт камера на Ваши действия, и какие эффекты при этом получаются на снимках.

В режиме приоритета диафрагмы делайте несколько снимков с разными значениями диафрагмы, чтобы освоиться с действием ГРИП, особенно с незнакомыми объективами. Возможно, это как раз и есть тот редкий случай использования режима брекетинга диафрагмы.

В режиме приоритета выдержки выясните, как ведёт себя ГРИП при разных выдержках, особенно с длиннофокусными объективами.

Возможно, во время подобных опытов стоит поиграться и с настройками чувствительности, чтобы почувствовать, как все три эти компонента вместе влияют на ваш замысел. Стоит также проверить Вашу камеру на слабО, узнать пределы её возможностей, научиться её промахи и слабости использовать себе на пользу. Кроме прямого результата, такие пробы являются ещё и прекрасными уроками по овладению техникой съёмки. Помните один из важных советов — научитесь обращаться с камерой с закрытыми глазами, доведите навыки общения с ней до автоматизма, научитесь во время поднятия камеры к глазам, на лету, по щелчкам колёсика устанавливать диафрагму и не глядя на рычажки выбирать режим экспозамера.

Не расстраивайтесь, если Ваши первоначальные кадры не оправдают Ваших ожиданий — практика, практика, практика. Но имейте в виду, что, когда Вы овладеете съёмкой в приоритетных режимах — Вы получите почти неограниченный творческий контроль над Вашими снимками. Ради этого действительно стОит изучать их.

Удачных снимков!